Фусэн Рю и Бразильское Джиу-Джитсу

Традиционная школа Фусэн Рю берет начало во времена конца периода Эдо. Основателем Фусэн рю дзю-дзюцу был член семьи Такеда по имени Буцугай. Он также известен в мире как Такеда Гэнкоцу Моцуге. Он родился 3 марта 1794 года в Мацуяма и со временем взял себе имя «Фусэн». В возрасте 6 лет родители отправили его в храм Рютайдзи где он жил до 12 лет, после чего он покинул этот храм и переехал в Дэнпукудзи (сото дзэн) в Гэйшу (Хиросима) где к его имени со временем прибавили уважительную форму обращения к монахам «Ошо».

В тоже время он стал тренироваться под предводительством инструктора тай дзюцу - мастера Такахаши Инобеи Мицумаса. Через 7 лет тренировок он достиг мэнкё кайден в Нанба Иппо Рю. С 19 до 30 лет он путешествовал по Японии, изучая буддизм направления «сото дзэн» и в 31 год стал главным священником храма Сайходзи. Наряду с Намба Иппо Рю Моцуге также изучал Йошин Рю, Шибукава Рю, Кито Рю, Такеноучи Рю, Яги Рю и Секигучи Рю, элементы которых также легли в основу созданного им направления дзю-дзюцу. Основатель школы умер в 1867 году и был похоронен в Сайходзи в Хиросиме.

Известен эпизод, когда Буцугай гулял по Киото и наткнулся на зал организации Шинсэнгуми. Он остановился понаблюдать за тренировкой, что очень разозлило руководителя Кондо Исами, и он набросился с копьем (а по другим источникам – с катаной) на Буцугая. В присутствии целой группы свидетелей основатель Фусэн рю быстро и легко отразил атаку известного самурая, будучи «вооружен» лишь двумя чашками.

В мире Буцугай Фусэн также был известен, как Гэнкоцу. Он был знаменит огромной физической силой. Гэнкоцу означает «твердый кулак», и существует несколько историй о том, как он получил это имя. Говорится, что он был 9 наследником лорда Такеда Шинген (1521-1573), который планировал провести существенные изменения в Японии, но заболел и умер, прежде чем осуществить свой план. Его сын, Такеда Кацуёри был уничтожен объединенными силами Нобунага и Иеясу в 1582, что, согласно ряду книг по истории Японии, обозначило конец влиянию клана Такеда. Следующим в линии был Такеда Садахару, после него Танабе Торадзиро и Танабе Матаемон.

Школа дзю дзюцу Фусэн рю стала широко известной благодаря 4-му Соке Танабе Матаемону, который одержал победу над представителями Кодокан дзюдо, поборов их в партере. Танабе Матаемон родился в префектуре Окаяма в 1869, вскоре после Революции Мейдзи и установления власти императора. В 9 лет он начал изучать дзю-дзюцу у своего деда, Такеда Садахару, и к 17 (по иным источникам, к 22 годам) годам получил полную передачу (мэнкё кайдэн). Со своим отцом, Танабе Торадзиро, он преподавал дзю-дзюцу в различных областях префектуры.

Танабе Матаемон умер в возрасте 73 лет в 1942 году в Осаке. Его школа дзю-дзюцу была основана на классической идее «Дзю ёку го сэйсуру» (податливость победит силу), и по воспоминаниям очевидцев, на тренировках он и его ученики делали акцент на практике «гьяку вадза» - болевых воздействий на суставы.

С 1890 года, когда Танабе переехал в Токио и стал инструктором полицейского управления, начался цикл его матчей против представителей дзюдо начиная с Тобари Такисабуро, также инструктора полицейского управления, который был опрокинут и побежден в положении лёжа.

Есть интересная информация об этом, описанная в сентябрьском сборнике Дзюдо Ревью 1952 года (под редакцией Генри Пли) Кайнаном Синомурой (8 дан дзюдо). Точнее сказать, материал был представлен в статье Грэхема Нобля со ссылкой на К.Синомуру.

«Столкновения между преподавателями государственных учреждений были исключением. Однако общественное мнение сделало это возможным и в январе 1891 был проведен бой, в котором Тобари Такисабуро (тогда 3-й дан Кодокан дзюдо, а впоследствии 8-ой дан), противостоял Танабе Матаемону, эксперту школы Фусэн рю дзю-дзюцу. Не стоит совершать ошибку, рассматривая древнее дзю-дзюцу, как являющееся априори низшим к современному дзюдо.

Танабе сразу же попытался перевести бой на землю, но Тобари старался устоять. После жестокой борьбы Танабе удалось затянуть его вниз и успешно провести удушение, завоевав победу. Тобари, горько разочарованный поражением, начал лихорадочно изучать технику борьбы лежа. Через год после этого он снова бросил вызов Танабе. На сей раз это сразу же было сражением в борьбе лёжа, и снова победителем оказался Танабе. Он был уже известен и от имени древних школ бросал вызовы членам Кодокан дзюдо. Даже Исогай подвергался опасности борясь с ним лежа! Кодокан тогда пришел в выводу, что действительно компетентный дзюдоист должен обладать не только хорошей техникой борьбы в стойке но и хорошей техникой борьбы лежа. Это происхождение знаменитого «нэ вадза» области Кансай. В заключении ко всему этому можно сказать, что Танабе Матаемон способствовал совершенствованию дзюдо Кодокан».

«Я уважаю Тобари и других, таких как он. Даже после того, как они проиграли, они возвратились. Многие другие, проиграв, не имеют мужества вернуться для повторного поединка» - слова самого Танабе Матаемона, произнесенные им после второй схватки с Тобари Такисабуро.

Известно, что Танабе не всегда выигрывал схватки. К примеру, он дважды боролся с Исогаем Хадзимэ в Фукуоке и Киото и оба раза в ничью. Но тогда Кодокан получил подкрепление в лице Самура Кайчо, старшего сына мастера Такеучи Санто Рю Дзю-Дзюцу. Считается, что он изучил дзю-дзюцу у своего отца. «Нэ вадза» Самуры была «ни с чем не сравнимой» в Кодокане. Он присоединился к Кодокану в июле 1898, был аттестован на шодан в октябре 1898, и на нидан в октябре 1899 по случаю его отправки к Бутокукай в Киото. Там он стал помощником главы отделения дзюдо, в котором Исогай был руководителем. Несмотря на то, что он был на 9 лет старше, Исогай практиковал нэ-вадза с Самурой с первого дня, стремясь узнать, как противостоять подобным методам из корю дзю-дзюцу.

В книге Кудо Райсуке "Japanese Judo: Hidden Records" вышедшей в 1972 есть информация о схватке между Исогаем и Танабе. Там сказано, что в конце 1899 года, в Окаяме были организованы выступления по боевым искусствам. Они прошли в мае 1900. Исогай представлял Бутокукай, а Танабе должен был представить Фусэн рю. Пользуясь случаем, Танабе предложил организовать бой между ним и Исогаем.

fusen-ryu-5

Исогай посчитал это неразумным, т.к. Окаяма, префектура Хёго - сердце Фусэн рю, Такеучи рю и Кито рю дзю-дзюцу. Последователей корю дзю-дзюцу тут было много и Исогай знал, что Танабе будет в этом районе особенно жестким конкурентом. Для схватки Исогай провел несколько месяцев интенсивных тренировок с Самурой, сосредотачиваясь на нэ вадза. Он знал, что Танабе не станет пытаться победить бросками, а уподобится змее, пожирающей лягушку: сначала захватит ногу, потом тело, потом вымотает противника и, когда тот устанет, проведет свой прием. Он был очень компетентен в болевых и удушающих приемах. Поэтому, в этом матче (который судил Имаи Котаро из Такеучи рю) Исогай контролировал руки и ноги и прижимался к Танабе, не давая ему провести удушение или залом. Толпа поклонников Танабе кричала судье о том, что таким образом тянется время, но тот продолжал поединок. Для того чтобы разорвать схватку и начать снова Танабе попытался вытянуть Исогая за границу татами, но зная его стратегию Исогай не позволил этому случиться, всем телом вытолкнув их обратно. К этому моменту время схватки истекло.

Существует также отчет о матче 1900 г, который посетил сам Император. Отчет был напечатан в ежемесячнике Кодокана Дзюдо Мэгэзин или Дзюдо Интернейшнл (французско -японский проект). Известно, что на этих соревнованиях были разрешены болевые приемы на руки и ноги и представитель Кодокана попался на выкручивание ноги «ашигарами». Одним из участников был Танабэ Матаэмон и известно, что он одержал множество побед приемами нэ вадза.

Танабэ Матаемон был титулован и принят на службу как в Бутокукай так и Кейшихо и преподавал там вплоть до поздних лет жизни.

Имаи Котаро, Исогай Хадзимэ и Танабе Матаемон участвовали в первом комитете дзю-дзюцу сэйтэй гата в Бутокукайi в 1906. Считается, что эта встреча оказала большое влияние на  программу Кодокан дзюдо.

В книге Оимацу «Пятьдесят лет дзюдо» есть информация о последователях Танабе Матаемона и о Фусэн рю. Оимацу был не только Генеральным Менеджером Кодокана на протяжении нескольких лет, но также профессором Токийского университета. В своей книге он пишет: «Тани был учеником Танабе Матаемона в Кобе, под его руководством он и освоил Фусэн рю дзю дзюцу. Перед началом японо-русской войны 1904-5 гг.  он отправился в Америку, а после вместе с Мицуё Маэда, Шинширо Сатаке, Акитаро Оно и Таро Мияке объехал Европу, собирая лучших боксеров и борцов».  Неизвестно, владел ли еще кто-либо из этой группы, кроме Юкио Тани Фусен рю. Известно, что Маэда и Сатаке путешествовали по Южной Америке, где вероятно, обучали основателей бразильского дзю-дзюцу».

Надо заметить что в интервью 1906 года, известный борец Уениши упоминает, что вместе с Юкио Тани тренировался в Осаке в додзе мастера Хандо, которые активно контактировал с Танабе Матаемоном и додзе которого, по некоторым данным посещали многие дзюдоки того времени.

Юкио Тани (1881 - 1950) стал, вероятно, наиболее известным бойцом Англии, а возможно, и Европы, прославившимся проведением сотен, если не тысяч схваток с противниками любого веса и размера. Многие его последователи стали известными мастерами дзю-дзюцу и дзюдо.

Один из его друзей и учеников, Отани Мацуру стал руководителем Британского Союза Дзюдо. Таким образом, многие элементы техники и тактики Фусэн рю попали в Джукошин рю, школу Брайана Чика, одного из ближайших учеников Отани сэнсэя.

Следует отметить, что несмотря на эти данные, при личном общении с Соке Фусэн рю мастером Иноуэ, он сообщил, что Юкио Тани не был официальным учеником Фусэн рю, однако Мияки Таро действительно значится в списках школы.  

Сейчас школа фусэн рю существует в нескольких регионах Японии и её центр находится в провинции Окаяма. Надо сказать, что раздел спортивной борьбы лежа там практически не представлен. Это странно, и по этому поводу есть следующее мнение: некоторые специалисты считают, что раздел «нэ вадза» был разработан Танабе Матаемоном специально для борьбы с представителями дзюдо и, хотя и был основан на идеях его школы, но не являлся её непосредственной частью. Поэтому он передавал его только спортсменам, среди которых впоследствии было много дзюдока. Позже этот раздел превратился в то, что сейчас иногда называют «косэн дзюдо». Таким образом, последователи Соке Танабе сейчас просто передают классическое направление корю дзю-дзюцу, а нэ вадза изучается лишь теми, кто тренируется в косэн дзюдо. Однако ряд приемов, выполняемых на коленях есть в современной программе фусэн рю, а также есть группа воздействий на суставы, которые оканчиваются в положении лежа.

Приведенный ниже рассказ была напечатан в Дай-Ниппон Дзюдо-ши (История Японского дзюдо) в 1939 году. Он озаглавлен «Танабе Матаемон о Фусен рю дзю дзюцу».

«Гэнкоцу Ошо (Моцуге Цендзи) был лоялистом (по отношению к императору). Он преуспел в восемнадцати боевых искусствах, тядо (чайной церемонии), поэзии хайку, каллиграфии и увлекался старинными реликвиями. Он был очень сильным человеком, о чем повествуют множество историй. Его умственная сила, полученная в результате практики дзэн объединялась с силой физической, и говорили, что ему никогда не приходилось использовать всю ее мощь против кого бы то ни было. Вероятно, наиболее известная история о чикара курабе (тестирование силы) связана с огромным борцом сумо в храме Саиходзи в Онимичи. В знак победы Гэнкоцу Ошо оставил отпечаток костяшек на деревянном столбе храма. Если вы спросите местных, они подтвердят, что отметины от костяшек бережно хранятся по сегодняшний день.

Одну историю о том, как Гэнкоцу посетил дом моего дедушки Садахару, я слышал от родителей. Когда они беседовали и пили чай, Гэнкоцу сказал: «Я забыл привезти тебе подарок». После чего он поднял чашку с чаем и прижал ее к деревянному столбу. Другой рукой он прижал ее с обратной стороны. После, с выкриком, он крепко сдавил их - дом вздрогнул. На чашке остались опечатки трех костяшек; она до сих пор находится в семейном хранилище.   

IMG_1469

В последние годы мой отец Танабе Торадзиро служил клану Мацудайра, и по рекомендации Моцуге Цендзи я преподавал в известной школе каллиграфии в Киото.

Жесткая тренировка Маита Наши (не сдаваться)

Я  (Танабе Матаэмон) впервые получил наставления в дзю-дзюцу от своего отца - Танабе Торадзиро, когда мне было 9 лет. Я взял старомодное имя Матаэмон, потому что хотел стать лучшим мастером дзю-дзюцу в Японии, и к тому же мой отец был похож на знаменитого мастера меча Араки Матаэмона. Несмотря на то, что отец довольно трепетно относился ко мне, во время тренировок дзю-дзюцу, поблажек он не делал. Неважно, кого он тренировал - он был безжалостен. Такие тренировки для меня, как для ребенка, были очень жестокими, и, возможно, поэтому я плохо рос. Поначалу мне не очень нравилось дзю-дзюцу, но однажды, надев тренировочное ги, я не захотел проигрывать и начал стараться изо всех сил - так, сам того не осознавая, я стал постепенно продвигаться.

Когда мне исполнилось 14 лет, мы с отцом отправились путешествовать по различным додзё. Почти все мои противники были больше меня, но я не видел смысла сражаться со слабыми. Так как я постоянно тренировался с взрослыми, мне пришлось смириться с травмами. В результате, несопоставимость силы моих рук с силой противников, и тот факт, что я должен тренироваться с такими людьми, сыграли мне на руку.

Первый опыт соревнования я получил, когда мне было 14. Произошло это в маленькой деревушке в префектуре Окаяма, куда мы отправились с отцом. Взрослые соперники не хотели сражаться со мной из-за моего малого веса и роста, но, в конце концов, согласились. Первой проблемой, с которой мы столкнулись, был выбор подходящего соперника.  Я сам выбрал сидящего напротив меня силача. Я подумал, что если мне все равно, выиграю или проиграю, можно взять самого  сильного. Он оказался местным учеником Нагаёши, тренировался в сумо и немного владел дзю-дзюцу. Отец разволновался и сказал, что различие в физической силе огромно, и с моей стороны неразумно получить травму, мне следовало выбрать кого-то другого. Но я настоял на своем.

Мы начали поединок с традиционного тачиай (сумо). Я потянул его к себе, но не давал подойти слишком близко. Потом, наклонившись довольно низко, мне удалось  схватить его за оба бедра и закрутить, не сокращая дистанцию. Хотя я был гораздо меньше и моложе, поединок закончился вничью. По окончанию поединка прозвучали громкие аплодисменты, чем отец был очень доволен. До сих пор помню его похвалу.

Тренируясь с учениками отца, я никогда не допускал проведения удушения или залома. В 15 лет я-таки попался на залом, вследствие чего локоть вылетел с громким хрустом. Моя тактика заключалась в выжидании удобного момента для освобождения - когда противник устанет. То же касалось и удушений. Эта способность выдерживать заломы и удушения открывала широкий стратегический спектр. Вскоре меня стали называть «Нэ вадза Танабе».

В 17 лет я участвовал в смешанных соревнованиях по сумо и дзю-дзюцу, состоящих из десяти схваток за неделю. Все мои противники в сумо в среднем весили 250 фунтов; я победил всех, кроме одного, по имени Кандагава, который был настолько толстый, что я нигде не мог обхватить его. 

Мое мастерство дзю-дзюцу во многом зависело не только от хороших учителей, хотя я действительно освоил множество приемов от отца. Я всегда выбирал сильных соперников и никогда не сдавался, невзирая на травмы или слабость. Именно так оттачивалось мое дзю-дзюцу. Это заставило меня разработать различные способы использования силы противников. Например, я пришел к тому, что назвал Унаги но Осаеката (удержание угря). Как вы знаете, если прижать угря рукой - он уползет, но если вы аккуратно положите руку - его можно поймать. Позже последовала техника змеи и лягушки - эта техника борьбы в партере, поражающая соперников подобно тому, как змея медленно заглатывает лягушку.

Когда мне было 22, я отправился в Токио. В том же 1890-м году полиция Токио (Кейшихо) назначила меня мастером боевых искусств (шиханом), и я провел несколько лет преподавая дзюдо/дзю-дзюцу в различных школах. В 1906 я стал дзюдо Киёши (учителем). Я оставил работу мастера дзю-дзюцу/дзюдо в 1922, когда мне было 53 года. В 1927 Бутокукай присвоил мне титул Ханши (мастер) в дзюдо».

Интересно описание тактики змеи и лягушки, данное Танабэ Матаемоном: «Змея не может сразу же проглотить лягушку. Поэтому она сначала захватывает одну ее ногу, потом вторую, затем затягивает тело и таким образом медленно и неизбежно поглощает её. Не важно, что делает лягушка, она не в состоянии вырваться. Для победы или поражения принцип удержания угря и змеи поедающей лягушку очень важны».

Линия приемственности: Моцугай Фусэн - Такеда Садахару Йошитака - Танабе Торадзиро Йошисада – Танабе Йошиширо Йошимицу (Матаемон) – Накаяма Эйзабуро Йошиюки – Накаяма Каза – Иноуэ Казутоши Йошицугу. Также мэнкё кайдэн получил Масумото Такасама из Осаки.

фусэн рю с шиханом Шигеоши. Уке - Радишевский
Шихан Шигеоши, Соке Фусэн рю дзюдзюцу Иноуэ, шихан Радишевский

Евгений Радишевский с Соке Фусэн Рю Иноуэ и шиханом Шигеоши

БРАЗИЛЬСКОЕ ДЖИУ-ДЖИТСУ

Бразильское джиу-джитсу заняло важное место в мире современных боевых искусств и спортивных единоборств. Исторически, это было классическое джиу-джитсу и дзюдо, переданное семье Грейси японским мастером Мицуэ Маэда, который, в 1904 году приехал из Японии в США для участия в различных схватках с целью популяризации японского боевого искусства. Известно, что он выиграл множество поединков против борцов и боксеров и был выдающимся бойцом. В 1914 году, по приглашению бразильского аристократа Гастао Грейси он прибыл в Бразилию, где обучал своей технике и тактике его детей. Есть информация, что с Маэдой по Южной Америке путешествовал и сражался его коллега дзюдоист Сатаке Синсиро.

Маэда был учеником школы Кодокан дзюдо, но в начале 20-го века дзюдо и дзю-дзюцу еще не были разделены так, как впоследствии. Даже в Японии до 1925 года официально не было определено, что правильное название боевого искусства, преподававшегося в японских государственных школах, это дзюдо, а не дзю-дзюцу. Поэтому, когда Маэда Мицуэ прибыл в Бразилию, газеты объявили о мастере джиу-джитсу несмотря на то, что он был дзюдоистом Кодокана. Именно поэтому техника японского рукопашного боя, развитая впоследствии в Бразилии стала называться бразильским дзю-дзюцу (джиу-джитсу). Изначально бразильское джиу-джитсу включало в себя технику рукопашного боя, но впоследствии, акцент сместился на спортивную составляющую. Большое внимание в этой системе боя уделялось борьбе лежа.

Надо отметить, что изначально, основатель дзюдо Кано Дзигоро предпочитал бросковую технику. Он понимал значение и необходимость борьбы лежа, но его персональным предпочтением были более зрелищные и амплитудные приемы, которые он заимствовал и переработал из Кито рю и Тэнсин Синье рю дзю-дзюцу. Свидетельством этого является ранняя программа Кодокан Дзюдо, систематизированная Кано в 1895 году. Среди технических действий Гокю но Ваза не было ни одного приема борьбы лежа, и вся программа обучения содержала только броски. Однако, отсутствие навыка борьбы лежа привело к поражению борцов Кодокан в ряде соревнований с представителями традиционных школ дзю-дзюцу.

 В 1925 году, Кано заметил постепенный отход опытными дзюдоками от бросковых техник. Тенденция к акценту на борьбу лежа возникла как у новых студентов, так и у уже опытных мастеров дзюдо, т.к. эффективность этой техники, и, главное простота ее применения против борцов, превосходящих в весе, была очевидной, по сравнению с техникой броска. Именно такая тактика боя была и у Маэды, который уехал из Японии намного раньше, но в силу своей практики сталкивался с представителями разных направлений боевого искусства, многие из которых превосходили его в силе и габаритах.

 

Основу современного бразильского джиу-джитсу заложили дети Гастао Грейси, братья Карлос и Хелио. В 1921 году семья Грейси переехала в Рио-де-Жанейро и активно занялась развитием школы рукопашного боя. Хелио был великолепным и очень известным бойцом, поэтому именно он считается основателем бразильского джиу-джитсу. Однако известный боец и мастер Карлсон Грэйси называют Карлоса основателем этого искусства.

В 1951 году время руководство Бразильской школы дзю-дзюцу решило, что пришло время воспользоваться преимуществом волны популярности дзюдо для развития собственного направления. К этому времени они завоевали репутацию сильнейших борцов Бразилии и стали называть свой стиль «дзю-дзюцу семьи Грейси». Это название подчеркивало применение идей мягкости и гибкости в поединке и, в общем, не противоречило концепциям Кодокан дзюждо, воспринятым ими у Маэды. Также, Грейси заимствовали из дзюдо систему рангов, изменив аттестационную программу по своему усмотрению и присвоили сами себе и своим ученикам мастерские степени. В реестре Кодокана нет данных о том, что Маэда, на тот момент обладатель 4-го дана дзюдо присваивал какие-либо степени своим бразильским ученикам.

Для завоевания мировой известности, в 1951 году, лучший боец школы Хелио Грейси отправил в Японию официальный вызов на поединок любому представителю Кодокан Дзюдо. После получения вызова один из лучших дзюдоистов Кодокана, Масахико Кимура, был послан в Бразилию для проведения этого поединка.

Кимура имел в мире дзюдо устрашающую репутацию одного из сильнейших бойцов. Приехав в Бразилию, он предложил Грейси сразиться со своим младшим ассистентом Като, проинформировав общественность, что, если Грейси не победит в поединке, он просто не потрудится с ним бороться. После того, как на ринге Хелио Грейси выиграл этот матч удушающим приемом, Кимура официально признал вызов и согласился на бой.

Более 20 тысяч бразильцев, включая президента и вице-президента страны приветствовали Кимуру и Грейси, стоящих друг перед другом. Для того чтобы подчеркнуть значение этого события, семья Грейси провела мощную рекламную компанию, через средства массовой информации сообщив о предстоящем поединке в Европу и Америку.

Как только поединок начался, Кимура мгновенно захватил инициативу, и, не дав Хелио Грейси провести ни одного технического действия мгновенно бросил его на мат. Кимура не стал продолжать преследование и переходить в борьбу лежа, а позволил противнику встать, чтобы провести еще ряд бросков, каждый из которых буквально вбивал того в татами. Интересно, что, заранее зная о том, что «визитной карточкой» соревновательных поединков Кимуры являются мощные броски, организаторы поединка из семьи Грейси установили особенно мягкие маты, которые сводили на нет эффективность подобной техники. Поняв, что из-за этого, Грейси не будет травмирован бросковой техникой так быстро, как ему бы хотелось, Кимура, после очередного броска, поглощенного мягким покрытием последовал за противником на мат и провел удержание. Когда Грейси попытался уйти от удержания, Кимура, воспользовавшись этим движением, захватил его руку в замок и чисто провел болевой прием на плечо. После небольшой паузы, когда Хелио Грейси отказался сдаться, и попытался продолжать поединок, Кимура вынужден был травмировать ему руку, что он и сделал.

Надо отметить, что даже после этого, Хелио отказался признать поражение, и тогда Кимура произвел болевой захват головы и шеи. Кровь хлынула из ушей бразильского борца и Кимура, наклонившись к его голове, громко спросил «с вами все в порядке?». Грейси ответил «да», и тогда Кимура по словам очевидцев «стал крушить ему голову, как перезрелый арбуз». После этого, представители семейства Грейси выбросили полотенце, признав поражение. Поединок длился около 13 минут. Нужно отметить, что Хелио Грейси отказался признать поражение и выступил с обвинениями против своего брата, выбросившего полотенце.

После этой схватки представители Грейси дзю-дзюцу ждали еще около 40-ка лет пока не сделали еще одну попытку завоевать мировое признание для своего стиля.

 

Бразильское джиу-джитсу завоевало широкую известность на мировой сцене боевых искусств в начале 1990-х, когда мастер бразильского джиу-джитсу Ройс Грэйси выиграл несколько турниров Ultimate Fighting Championship. На тот момент это были единственные соревнования, в которых принимали участие представители различных единоборств. На сегодняшний день в мире проводится множество турниров по бразильскому джиу-джитсу, в которых соревнуются тысячи спортсменов. БДД это одно из наиболее популярных спортивных единоборств нашего времени.

В современном БДД 5 основных уровней: белый пояс, который носят начинающие, затем синий пояс, фиолетовый, с которого может начаться инструкторская карьера, коричневый и черный. Соревнования проводятся только между обладателями одного уровня и правила, соответственно несколько разнятся.

БДД создало концепцию позиционной спортивной борьбы, при которой за принятие позиции зарабатываются очки. Некоторые спортсмены соответственно вообще не стараются применить болевое или удушающее воздействие, ограничиваясь зарабатыванием очков за различные позиции и переходы. Другие, акцентируют внимание на удушениях и болевых приемах. Сегодня, БДД является важнейшей составляющей почти для всех контактных единоборств, в которых разрешается и бить и бороться.