Школы боевых искусств, программы обучения, мастера
Практически все современные школы боевого искусства, т.е. стили созданные после краха феодальной системы в Японии (революция Мэйдзи 1868 года) и стили, созданные в других странах в 20 веке на основе классических японских боевых искусств объединены сейчас под общим названием Син Будо, т.е. новое Будо. Часто, также, для школ, созданных после революции Мэйдзи, используется термин Гэндай Будо. Этот термин обобщает целый комплекс дисциплин, в который, как составные части входит Будо и Бу-Дзюцу. В основном, большинство современных стилей, так или иначе связаны с традиционными боевыми искусствами Японии. Основатели ряда современных направлений боевого искусства заимствовали для создания технической и теоретической базы своих школ элементы практики тех дисциплин, которые они изучали. Таким образом, множество элементов традиционных школ воинской подготовки приобрели в современных школах боевого искусства новые формы, придающие им характерные отличия и оригинальность.
«Необходим баланс старого и нового в процессе всего обучения, но следует покончить со сползанием в сторону публичного зрелища, отказаться от спортивных или состязательных моментов», - считает ведущий мастер школы Тояма Рю и основатель собственной школы Бу-Дзюцу Накамура Рю сэнсэй Накамура Тайсабуро.
Основной целью множества видов современных школ Бу-Дзюцу является практика специализированных приемов рукопашного боя. В основном, эти методы используются работниками правоохранительных органов и военных спецподразделений. Ряд других школ претендующих на название Бу-Дзюцу создано, как прикладной метод самозащиты и нападения и форма духовного развития для обычных людей. Современные боевые искусства сохранили духовный аспект сэйси-о теэцу - преодоление мыслей о жизни и смерти. Это характерно практически для всех школ классической направленности, созданных для прикладного применения в бою и руководствующихся принципом "буай синкэн сёбу", т.е. смертельных поединков между воинами профессионалами, что предполагает ведение боя на поражение максимально эффективным способом.
Обучение техническим действиям современного боевого искусства основано на применении методов тренировки рандори (поединков разной степени условности) и ката - т.е. комплексов формальных упражнений, т.к. считается, что приемы этих школ настолько опасны, что использование их в спортивном поединке просто невозможно. В процессе обучения можно заметить широкое использование современных методик физической и психо-физической подготовки.
Технические действия современных школ Бу-Дзюцу предлагают широкий арсенал приемов для использования в различных ситуациях, включающий приемы обезоруживания и, в ряде направлений, обязательные разделы работы с оружием. В боевых искусствах изучаются также способы ведения поединка с несколькими противниками. В качестве оружия, чаще всего используются палки различной длины, нож и веревка, т.к. это предметы, наиболее часто попадающие в руки в обыденной жизни. Можно сказать, что методы таких школ абсолютно прагматичны.
В отличие от сугубо утилитарных целей Бу-Дзюцу, Будо ставит перед собой задачу в первую очередь физического и духовного совершенствования для реализации адепта как личности и активного члена миролюбивого общества. Эти школы предлагают ученикам занятия самообороной, атлетической подготовкой и спортом. Современное Будо отрицает классические смертельные боевые искусства и предлагает взамен широко развитые спортивные дисциплины или иные методы самореализации. Введенная в Будо концепция шиай - соревнования, заменила традиционную идею синкэн сёбу - поединка до смерти, и, превратив врага в соперника, соответственно изменила главную идею боя. По мнению многих мастеров, в современных школах Будо практически исчез воинский бескомпромиссный дух классических направлений боевого искусства. Соответственно, выполнение технических приемов Будо, зачастую, превращается в символическое. В этих случаях, поединок ведется в игровой манере или в духе спортивного соревнования, предполагающего строгие правила, которые значительно ограничивают возможности применения техники и сам технический арсенал.
Большинство современных Будо изучают методы поединка с одним невооруженным противником и практически, за редким исключением не обучают способам применения оружия и, соответственно, обезоруживанию. Сама система подготовки не дает адепту знания многочисленных боевых средств и реалий настоящего рукопашного боя.
Следует понимать, что многие современные школы боевого искусства включают в себя элементы из обеих вышеописанных систем, например, изучая и тренируя эффективную реальную технику поединка, но, позволяя адептам своего учения периодически участвовать в состязаниях, условия поединка в которых, безусловно, имеют ограничения, но максимально приближены к реальным. В этих школах, как и в классических боевых искусствах, акцентируют внимание на ката, выполняемых в паре с партнером, на работе с различными видами оружия, на способах обезоруживания, плюс - на тренировочных и спортивных поединках. Также, большую роль играют методы оздоровления и духовного совершенствования.
Преподаватели многих школ боевого искусства считают, что оружие, которым является отточенная техника Бу-Дзюцу не должно попадать в руки морально неподготовленного человека, и выстраивают систему обучения так, чтобы постепенно привести адепта к возможностям применения реальной боевой техники (не форсируя событий), одновременно с развитием его духа. Для этого существуют определенные нравственные постулаты, собранные в правила додзё - "додзё кун" и, в ряде случаев, в дополнительные тексты, знание и следование которым считается важной составляющей процесса обучения. Кроме того, зачастую можно видеть, как техническая система, представленная, как Будо, на каком-то этапе превращается в Бу-Дзюцу, включив в себя, на определенном уровне мастерства реальные высокоэффективные технические приемы и особые методы их тренировки и исключив спортивные аспекты, допустимые на начальном уровне.
Множество современных дисциплин включают в программу подготовки своей школы различные методы ведения поединка голыми руками и разными видами оружия, не приветствуя жестко очерченной специализации. Некоторые школы, наоборот, практикуют только ограниченный арсенал технических действий, необходимый для выполнения узко очерченных задач. Школы, ориентированные на традиционные боевые искусства Японии относятся в основном к первой группе, мотивируя это тем, что большинство известных мастеров прошлого и настоящего, как правило, изучали несколько дисциплин, не специализируясь на какой-либо одной до тех пор, пока не достигали высокого уровня в нескольких школах. Считается, что большинство систем рукопашного боя делает акцент на каком-либо одном его аспекте, и только занятия всеми аспектами боевого искусства позволит стать истинным мастером.