Системы оздоровления организма, элементы которых практикуются в рамках общего тренировочного процесса, а также изучающиеся отдельно, как независимая дисциплина в разных отделениях Бушинкай.
Из книги Е.Радишевского
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ БОЕВЫХ ИСКУССТВ
МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ
Существует несколько мнений относительно пользы для здоровья занятий боевыми искусствами. Некоторые считают, что здоровье улучшается, и они вполне резонно приводят тому множество примеров. Другие считают, что слишком активные занятия и участие в состязаниях могут быть не столь полезными. Много лет практикуя и преподавая боевые искусства, я столкнулся с неприятным открытием, заключающимся в том, что иногда, неверно выполненные, на начальном этапе тренировок технические действия и упражнения, могут привести в будущем к негативным последствиям для организма практикующего. Некорректно проведенные технические приемы, микро-травмы, с которыми может столкнуться последователь практически всех видов спорта, жесткие падения и выдерживание чрезмерных нагрузок могут привести к нарушениям здоровья, в основном отражающимся на суставах и позвоночном столбе, и, как следствие этого, вызывающим дисбаланс всего организма в целом.
После двенадцати или тринадцати лет достаточно интенсивных тренировок я обнаружил, что некоторые из моих старших товарищей, кроме степени в боевом искусстве, заработали еще дополнительный комплекс проблем с коленными суставами и боли в пояснице. У меня не было этих сложностей, но очень не хотелось их приобретать, поэтому я начал интересоваться различными оздоровительными системами, которые как-то были связаны с боевыми искусствами. Мне удалось познакомиться с несколькими грамотными преподавателями и, начав практиковать оздоровительный цигун, за достаточно короткий срок, как мне казалось, я существенно укрепил здоровье и научился управлять некоторыми процессами своего организма, что выразилось в возможности удивительно быстро восстанавливать силы после длительных тренировок и в появлении умения выдерживать особые нагрузки и сопротивляться различным видам внешнего воздействия. Большую роль в этом сыграла также интенсивная практика в течение нескольких лет вьетнамского жесткого комплекса кхиконг, который передал мне лично верховный мастер школы.
Однако я считал комплексы такого рода не очень связанными с теми видами боевого искусства, которыми я занимался, т.к. они были насыщены упражнениями, характерными для соответствующих стилей. Мастера, у которых я обучался в то время, настаивали на невозможности изменения последовательности упражнений и на необходимости выполнения всего комплекса в целом, а моего личного опыта было еще недостаточно для того, чтобы самостоятельно выработать оптимальный тренировочный метод. Так, в неизменном виде я практиковал цигун несколько лет и постепенно, с приобретением опыта, я стал выделять отдельные упражнения и включать их в общую программу своих тренировок боевого искусства.
Продолжая тренироваться в контактных видах единоборств, я довольно часто сталкивался с необходимостью быстро восстановиться после получения травмы, однако изученные мной упражнения, хотя и укрепляли тело, не позволяли быстро корректировать себя в подобных случаях. Для этого, параллельно с занятиями цигун я стал изучать и практиковать классический массаж и мануальную терапию, несмотря на то, что эти методы зачастую, сложно применить для самого себя. По моим стопам шли и мои близкие ученики, также получавшие специальное образование в этой области. Со временем я освоил великолепную японскую систему мануальной терапии юмэйхо (кацубан юмэйхо терапия доктора Масаюки Саёнджи) и получил в ней 2-й дан. Занявшись изучением первоисточников, я познакомился и с некоторыми индийскими методами, оказавшими на мою практику большое влияние. Кроме того, я попытался найти классические японские методы регуляции, которые хорошо соотносятся с практикой боевого искусства. Мое первое знакомство с приемами классической японской системы регулирования тела, произошло на недельном семинаре настоятеля дзэнского храма и преподавателя айкидо, французского мастера Даниеля Тайсена. Кроме нескольких ежедневных полуторачасовых занятий медитацией, он включил в программу обучения комплекс специальных упражнений для коррекции частей тела и приемы самомассажа внутренних органов. Однако контакт был утерян, и из этой системы, в то время я практиковал лишь то, что сохранил в памяти и имел в видеозаписях.
Занимаясь традиционными стилями, я слышал о существовании японской системы сюгендо. Отдельные методы этого искусства я практиковал в рамках общего изучения техники классических направлений дзю-дзюцу, однако мои знания этого раздела в то время были не системны. Сюгендо, развившееся в среде мистиков объединило некоторые методы традиционного японского синто с эзотерическими практиками буддизма тантрического толка. Как известно, некоторые мастера боевого искусства имели непосредственную связь с этой системой и использовали полученные знания и силу для достижения выдающихся результатов. Отдельные практики сюгендо выполняются сейчас в ряде школ традиционной направленности и в последнее время они стали известны за пределами Японии. Элементы этой системы, точнее, её практик, заимствованных из эзотерического буддизма, вошли и в Рэйки, с которым я познакомился и начал практиковать, получив со временем все ступени этой системы, включая мастерскую и преподавательскую. Несмотря на некоторые очевидные для меня положительные результаты, следует заметить, что с моей точки зрения, рэйки, в его классической форме, это вырванная из общего контекста практика, хотя и вполне рабочая и эффективная в ряде случаев, если к ней правильно подходить.
С течением времени, начав регулярно ездить в Японию, мне удалось получить официальную инициацию в некоторые практики эзотерического буддизма, от прямого носителя традиции, а также просто позаниматься несколькими формами медитации, японской гимнастикой и массажем у японских мастеров. Это, во многом, помогло мне разобраться с корнями и позволило систематизироваться свои знания, что отразилось и на формировании более стройной структуры «Бушинкан сэйхо» - методов коррекции организма в системе Бушинкан. Для её формирования, я заимствовал ряд практик из близлежащих систем.
Должен заметить, что разговоры о неком терапевтическом эффекте правильной практики японских единоборств имеют под собой несомненное основание. Например, удививший меня случай произошел во время прохождения семинара по айкидо под руководством доктора Ральфа Сингера из Вашингтона, на котором он существенно понизил боль от травмы в моем локтевом суставе воздействием на шейный отдел позвоночника. Доктор Сингер, будучи практикующим хиропрактиком и специалистом в иглоукалывании, познакомил меня со своей концепцией выполнения приемов боевого искусства в лечебно-оздоровительном варианте, растягивая и разминая конечности и увеличивая гибкость суставов. В объединении с методами точечного массажа и иглоукалывания эти приемы восстанавливают ход энергии в меридианах, что оказывает огромное влияние на состояние всего организма в целом. С его точки зрения, массаж тела, естественным образом проводящийся во время плавных перекатов и кувырков, также играет положительную роль в практике оздоровления. Надо сказать, что Соке Ясумото передал мне и моим ученикам комплекс приемов "окуи-хо", а сэнсэй Харага Хироши позанимался с нами приемами мануального воздействия и дал некоторые рекомендации по дыхательным практикам. Мастера утверждали, что многие школы бу-дзюцу имеют в своем арсенале аналогичные разделы, необходимые для коррекции тела после и в процессе тяжелых тренировок. Безусловно, мы использовали полученные знания в своих занятиях. Общаясь с последователями разных классических традиций, я также познакомился с рядом выполняемых в одиночку приемов, объединяющих дыхание, мышечные усилия и упражнения для развития гибкости и укрепления сухожилий. Именно эти методы легли в основу разработки «Бушинкан сэйхо».
Следует отметить, что довольно существенный пласт знаний я получил, практикуя йогические практики «сукшма вьяяма», которые изучал под руководством Гуру Матсиендранатха, наставника йоги натхов. Разумеется, я не чурался современных знаний, и моё специальное образование в области реабилитации внесло существенный вклад в развитие этого комплекса. Также, большое влияние на него оказали некоторые идеи г-на Накамура Темпу, основоположника «син-син тоицу-до». Профессионально практикуя и обучая преподавателей боевого искусства этим методам, я не раз замечал положительные изменения, происходящие с организмом занимающегося. Несмотря на то, что множество болезней и проблем с организмом, казалось бы, конкретно не задействованы выполняемыми упражнениями, общая коррекция тела, энергии и сознания приводит человека в такое состояние, при котором его жизненные силы сами могут справиться с заболеванием или, по крайней мере улучшить состояние. Еще одним важным моментом является возможность быстрее восстановиться после болезни или травмы. Также, упражнения разработанных комплексов, укрепляют тело и создают мощный ток защитной энергии под кожей, что приводят тренирующегося к существенному изменению эффекта многих технических приемов боевого искусства. Частично, они даже создают то, что в некоторых школах называют «железной рубашкой», при этом, не нанося вреда за счет излишнего перенапряжения. Конечности тренирующегося человека укрепляются, что создает сложности при выполнении на нем боевой техники.
Специально сформированные комплексы упражнений, которые практикуются в Бушинкан сэйхо направлены на развитие опорно-двигательного аппарата и на укрепление дыхательной и кровеносной систем организма, что позволяет сохранить здоровье артериям и венам и улучшает кровоток. Также, от регулярных упражнений становятся эластичными сухожилия и мускулы, укрепляются кости и улучшается гибкость. Результатом регулярного выполнения упражнений такого рода является также снижение и устранение нервных стрессов. Согласно литературе, по данным главы Института исследования восточных дыхательных техник (Япония) г-на Такаши Накамура, уже в возрасте 40 – 50 лет дыхательная система нетренированного человека начинает функционировать хуже и возникает симптом так называемой «дыхательной старости». Однако при должной тренировке в дыхательных упражнениях, процесс старения приостанавливается и проявляется эффект омоложения. На Востоке считается, что дыхание во многом определяет продолжительность жизни. С точки зрения последователей йоги, глубокое медленное дыхание позволяет жить дольше, чем прерывистое и частое. Биохимический аспект выполнения начальных дыхательных упражнений заключен в увеличении интенсивности поступления кислорода и удалении из организма двуокиси углерода, что улучшает обмен веществ. При этом емкость легких увеличивается. В ходе тренировок, человек учится контролировать движения диафрагмы и мышц брюшного пресса. При этом увеличивается внутрибрюшное давление, что улучшает кровообращение. Благодаря улучшению обмена веществ, укрепляется восстановительная способность организма и повышается его сопротивляемость болезням. Для достижения особых способностей существуют ряд дыхательных практик, которые условно можно назвать методами эзотерического толка. Они предполагают особые способы глубокого дыхания с длительными задержками, произношение звуков и принятие определенных положений тела и рук. Например, одним из приемов такого рода, практикующимся издавна в Японии является глубокое бесшумное дыхание с задержками, с руками, сложенными в кулаки. Большой палец помещен вовнутрь кулака. По описаниям, в результате интенсивной практики должен выступить пот. По старинным рекомендациям, упражнение должно выполняться в одно и то же время после полуночи, множество раз подряд. Результатом такой практики в течение длительного промежутка времени, по мнению мастеров древности, будет значительное улучшение здоровья, возвращение молодости и развитие сверхъестественных способностей. Однако это только небольшой исторический экскурс, и мы не включаем подобные приёмы в наши комплексы. Дыхательные практики являются важными для освоения работы с внутренней энергией. На Востоке считается, что очищение энергетических каналов позволяет создать в человеческом теле поток такой силы, что он оказывает стимулирующее воздействие на нервную систему и улучшает функционирование различных частей организма.
Мне удалось неоднократно побывать на занятиях «шиацу», которые проводили в Японии и в Бельгии известный японский мастер Ясухиро Ирие, руководитель клиники традиционной медицины Нихон Игаку и его ассистент шихан Камияма Кошо. Ирие сэнсэй проводил ознакомительные лекции и объяснял основные приемы школы точечного массажа, переданные ему основателем Кокодо Шиацу мастером Окуяма Рюхо. Будучи очень контактным человеком, с готовностью разъяснявшим тонкости своей системы, сэнсэй показал несколько эффективных методов воздействия на энергетические меридианы, которые впоследствии мне неоднократно удавалось успешно применять в своей практике. Эти приемы помогали существенно расслабить конечности и улучшить кровоток, что за короткое время приводило к ощутимому результату, выраженному в увеличении скорости, гибкости и улучшению восстановления после физических нагрузок. Также, он порекомендовал небольшой комплекс шиацу для применения на тренировках боевых искусств.
Эти приемы, с точки зрения сэнсэя, увеличивают ток энергии в теле, очищая меридианы. Впервые, я использовал эти методы для расслабления мускулатуры ног нескольких профессиональных футболистов, играющих впоследствии в командах Европы. Результат воздействия превзошел все ожидания, т.к. уже на следующий день после сеанса, их физические возможности, определенные рядом тестов существенно возросли. Затем я стал использовать общие методы шиацу в тренировочной программе, что также дало большой результат, повышая работоспособность и улучшая восстановление учеников после нагрузок. Некоторые методы шиацу вошли в тренировочную программу школы Бушинкан и рекомендованы инструкторам для применения после выполнения ряда боевых приемов. Это нужно для того, чтобы убрать возможные вредные последствия от применения боевого воздействия на меридианы. Я думаю, понятно, что включенные в программы боевых искусств отдельные специальные методы восстановления показывают, что определенное негативное воздействие боевой практики все же наблюдалось еще с древних времен. Однако, в комплексе с этими разработанными методами, оно нивелировалось и превращалось, действительно, в развивающую дисциплину, исключительно положительно влияющую на практикующего. Сразу хотел бы сказать, что компетентный преподаватель, безусловно, обращает основное внимание на то, чтобы негативного влияния тренировок на организм не было. Основная проблема состоит в том, что таких, действительно компетентных тренеров, очень немного.
Правильно выстроенные занятия физкультурой полезны. Спорт часто бывает вредным. Очень многие виды спорта травмоопасны. Однако, даже при наличии спортивной составляющей, которая, кстати, не является обязательной, боевые искусства - это не спорт. Поэтому, с моей точки зрения, дзю-дзюцу могут заниматься люди абсолютно любого возраста и физической кондиции. В любом случае, их возможности должны увеличиться. Возможно, они не в состоянии делать все 100 процентов предлагаемой программы, однако, наверняка, основную её часть они могут освоить. Правильно построенные тренировочные занятия боевого искусства должны быть организованы таким образом, чтобы, дифференцируя степень сложности упражнений и нагрузку, позволить плодотворно заниматься детям, взрослым и пожилым людям, как мужчинам, так и женщинам.
Также я хотел бы отметить особое влияние на оздоровительную программу сэйхо практик МФР (миофасциального релиза), которые я осваивал на курсах trigger point terapy. Это прекрасные методы, объединяющие некоторые физические упражнения с массажем триггерных точек специальными приспособлениями (цилиндром, мячами, роликами особой формы).
Бушинкан сэйхо делится на три основных раздела, технические действия которых зачастую тесно переплетены между собой. Иногда, даже сложно классифицировать принадлежность к конкретному разделу системы. В общем, все упражнения включены в следующие программы:
製体法 Сэйтайхо – методы регуляции тела
製智法 Сэйчихо – методы регуляции сознания
製気法 Сэйкихо – методы регуляции энергии
Сэйхо это отдельная дисциплина в Бушинкай Интернэшнл. Заинтересованных, я отошлю к брошюре «Бушинкан Танрэн Сого Тайхо» - комплексному методу закалки и выковыванию тела в системе Бушинкан. Эта работа описывает 30 основных упражнений для разных частей тела, разработанных мной в начале 2000 годов. Техника сэйхо практикуется во многих филиалах Бушинкай и её результаты довольно ощутимы в нашей практике. Этот материал доступен в ресурсе training for trainers для лицензированных инструкторов нашей организации. Остальные разделы изучаются на специальных курсах для преподавателей.
Курсы такого рода могут быть организованы как в штаб-квартире организации, так и в любом из ее филиалов. Курс предполагает сертификацию по строго определенной программе.
Отдельно по мере набора групп проводятся курсы по рэйки.
Справки по электронной почте :