Болевые точки, Е. Радишевский

Глава из книги Е.Радишевского «Мое джиу-джитсу» 2011

«КЮСЁ-ДЗЮЦУ» – ТАЙНЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ТОЧКИ

кюсё-дзюцу

Когда-то, слова «болевые точки» или еще круче, «жизненно-важные центры», сразу же вызывали дрожь у ученика школы каратэ или ушу. Ничего себе: знание таких мест и методов воздействия на них сразу дает в схватке, если не стопроцентную гарантию победы, то, как минимум, что-то подобное. Поэтому, все точки сохраняются в страшном секрете и получить знания о них можно только, когда сам станешь мастером высокого класса. Сейчас это звучит немного наивно, но, как ни странно, на самом деле, всё примерно так и обстоит. Не то, чтобы знание точек и того, как по ним бить, принесет стопроцентную победу, конечно нет. Но то, что ужасно секретные точки вам покажут совсем не вначале вашего пути в школе боевых искусств, это точно. Естественно, если речь идет о нормальной школе с адекватным преподавателем.

На самом деле, ничего сверхсекретного в знании этих мест нет. Они обозначены практически в любом справочнике по точечному массажу или по акупунктуре. За последние несколько лет вышли несколько книг по воздействию на уязвимые точки. В русскоязычном пространстве, появились даже атласы «смертельных» точек с подробными рекомендациями. Там совершенно чётко указано, что произойдет, если вы нанесете даже несильный удар в какую-то конкретную точку из представленных в книге. Перелом костей черепа, глубокое воздействие на мозг, паралич нижних конечностей… просто кошмарные результаты. Да такая книга, сама как оружие! Особенно, если она издана в жестком переплете. Я как то встретил одного последователя эзотерического направления Будо, который при весе, килограмм в 60 и крайней субтильности, вполне серьезно уверял, что отключал в схватках легкими точечными ударами здоровенных противников. В принципе, я не отрицаю возможности сделать подобное, но издание учебников по смертельным приёмам… это здорово. Хорошо лишь, что научиться реально убивать по таким книгам, скорее всего, невозможно, по крайней мере, для предварительно нетренированного в нормальной школе человека.

Что же такое действительно уязвимые точки с точки зрения дзю-дзюцу? Есть несколько мнений. И соответственно, несколько школ, которые придерживаются на этот счет разных точек зрения.

Вообще-то, «болевая точка» это медицинский термин. Punctum dolorosum (лат) - так называется точка на теле, надавливание на которую вызывает боль.

Исторически, информация о таких точках появилась в Индии и Китае, затем перекочевала и в Японию. Индийские знания о «мармах», так называются жизненно-важные точки на санскрите, включены в «аюрведу», древнюю систему естественного оздоровления. Отдельные точки использовались и как вспомогательные при применении боевых приемов древнеиндийских боевых искусств. Китайская акупунктура широко развила знание о энергетических меридианах и, соответственно о точках, их составляющих. Безусловно, что знание таких мест быстро было воспринято мастерами рукопашного боя, тем более что, как и в Японии, они часто совмещали свое боевое искусство с медициной. Знания о точках, безусловно, могли существенно повысить возможности мастера, поэтому их действительно передавали устно и сохраняли в секрете.

Нужно заметить, что медицина Японии очень многое заимствовала от своих соседей, что, впрочем, верно и относительно философии и японской культуры в целом. Некоторые источники утверждают, что трактат «Хуанди нэй цзин», один из важнейших источников китайской медицины попал в Японию уже 265 году и практически сразу стал объектом изучения японских лекарей. В седьмом веке император Суико направил в Китай для изучения методов иглоукалывания целую группу японских студентов. Большой вклад в развитие медицины в Японии сделали китайские монахи, распространяющие буддизм и собиравшие учеников во всех концах страны. Часто их лекции и практические занятия были организованы официальными властями. Однако мастера Японии провели огромную работу по развитию заимствованных изначально знаний, которые на благодатной почве этой страны гармонично объединились с боевым искусством и мистико-религиозными направлениями.

демонстрация

Знания медицины и понимание ряда принципов сыграли в развитии традиционных боевых искусств одну из основополагающих ролей, что ясно видно из истории ряда классических школ японских единоборств.

Одна из легенд о происхождении дзю-дзюцу рассказывает о японском враче Акаяма Широбеи, который после длительного изучения классической китайской медицины познал принцип податливости, наблюдая за снегом, падающим с гибких ветвей ивы. Объединив известные ему из медицины способы воздействия на человека с приемами, построенными им на основе познанного им принципа, врач создал школу Йошин рю, ставшую очень популярной. История также упоминает об изысканиях известного полководца прошлого Минамото Есимицу, который изучал методы воздействия на жизненно важные точки на телах захваченных в плен воинов противника. Такое прикладное изучение анатомии существенно расширило арсенал боевой техники за счет добавления боевых приемов точечного воздействия.

С течением времени совершенствовались методы систематизации и обучения, что привело в 19-м веке к выходу ряда статей и книг, в которых описывались методы боевого воздействия и демонстрировались схемы расположения жизненно важных точек. Известной работой такого рода были книга мастера «Тэнсин синье рю дзю-дзюцу» Инокути Мацуносукэ «Дзю-дзюцу кэн бо дзукай хикэцу» - «описание разъяснение секретов дзю-дзюцу, фехтования мечом и палкой». В конце того же века, вышли несколько книг по теории и практике точечного воздействия из других школ дзю-дзюцу. Эти издания содержали классические восточные представления об уязвимых точках тела. Например, статья «Дзю-дзюцу сикацу-но бэн» - «разъяснение методов убийства и реанимации дзю-дзюцу», вышедшая в «Журнале наук и искусств» в Токио включила подробное описание расположения и приемов воздействия на 20 уязвимых точек используемых в дзю-дзюцу.

Со временем, печатные работы стали включать и современные разработки. В конце 19-го века было издано фундаментальное пособие «Сикацу дзидзай сэккоцу рехо. Дзю-дзюцу сэйрисе дзэн» - «Полный курс физиологии искусства дзю-дзюцу. Методы убийства, реанимации и лечения переломов и вывихов». В нем было описано физиологическое воздействие на уязвимые точки с точки зрения западной медицины, что ясно указывает на постоянное развитие знаний этого раздела.

Большую работу по внедрению знаний физиологии и анатомии в практику боевых искусств провел основатель «Хакко рю дзю-дзюцу» мастер Окуяма Рюхо, являвшийся одновременно практикующим доктором шиацу – традиционного точечного массажа.

демонстрация евгений радишевский

Из сравнительно новых печатных изданий, внесших существенный вклад в изучение традиционных методов точечной работы, следует упомянуть работу «хидэн атэми дзюцу», написанную японским мастером Осано Джун. В своей книге, автор, обладатель нескольких высоких титулов в дзю-дзюцу, использует ссылки на древние рукописи и показывает множество старых схем расположения точек и энергетических меридианов.

Известно своими разработками приемов точечного воздействия и дзюдо. В журналах, изданных институтом Кодокан, были напечатаны статьи профессора медицины Ямада Коо, обладателя мастерской степени в этом боевом искусстве. Его разработки описывают места нахождения и методы приложения силы к жизненно важным точкам: «Уто-но атэ» - «поражение точки уто», «Сатто касуми» - «смертельная точка касуми», «Хоккеко-но сацу» - «убийство ударом в точку хоккеку», «Тэнто-но сацу» - «убийство ударом в точку тэнто», это не полный перечень изданных статей. Наряду с этим, институт дзюдо Кодокан ввел в программу обучения систему реанимирования катсу, приемами которой, должны владеть все преподаватели.

В регулярно выходящем информационном бюллетене Кодокан дзюдо, были описаны результаты исследовательских работ с нанесением ударов в уязвимые точки, проведенных в научно-исследовательской лаборатории спорта при Токийском педагогическом университете. По ним было определено, что некоторые виды ударов приводят к мгновенной смерти в результате кровоизлияния в голову или повреждения жизненно важных органов. Множество видов ударного воздействия приводят противника к потере сознания или вводят в глубокий шок, другие вызывают травмы различной степени тяжести и приводят к тяжелым последствиям. Также существуют особые способы нанесения удара в жизненно-важные центры, окончательный результат действия которых проявляется через определенное и возможно даже длительное время. Такие воздействия могут быть очень опасными, т.к. могут привести к смерти в результате разрушения клеток печени, анефризмы или вторичного шока. В результате правильного воздействия, давление в органах, богатых жидкостью увеличивается, и они испытывает сильное сотрясение.

система реанимирования катсу

Соответственно, серьезное научное изучение коснулось и системы реанимирования и восстановления, что привело к детальной систематизации приёмов «катсу», как одного из важных разделов подготовки преподавателей боевого искусства.

Методы реанимирования пострадавшего, уже в 16-м веке входили в программу дзю- дзюцу, а в 17 веке, когда этих школ стало множество, практически каждая из них развивала собственные методы «сацу-кацу-хо» - отнятия и возвращения жизни.

Сейчас существует множество систем японского Будо, в практике которых, наряду с изучением боевой техники активно используются методы саморегуляции. Например, «Сёриндзи кемпо», система, объединившая принципы китайского шаолинского кунфу с японскими боевыми практиками считает «сэйтайхо» важным разделом своей школы, стоящим в одном ряду с методами нанесения ударов и захватов. Также комплексы «сэйтай» изучается в «Дзесинмон сёрин рю», школе каратэ мастера Икеды. Официальная программа «Вадо рю», школы мастера Оцука, включают множество методов реанимации. Школа Тохея сэнсея «Син-син тоицу айкидо», выделила «киацу» - методы лечения с помощью Ки, в отдельный раздел, который изучается в рамках «Ки-но кенкю кай» - созданного мастером Общества изучения Ки. Отдельные методы регулирования сознания и энергии развиты в «Дайто рю Айки Дзю-Дзюцу» и ряде древних самурайских школ будзюцу.

Множество школ боевых искусств традиционной направленности включают в программу обучения навыки оказания медицинской помощи и методы регулирования энергетических каналов специальными упражнениями.

Как утверждает мой учитель, специалист в японской истории и мастер дзю-дзюцу Ясумото Акиеши, методы лечения и восстановления были составной частью практически всех школ японского боевого искусства и изучались большинством старших учеников, тогда как способы убийства и поражения считались тайными методами воздействия и передавались только узкому кругу избранных. «Кюсё-дзюцу» искусство поражения жизненно важных центров является одним из важных разделов почти любого стиля единоборства и на определенном уровне входит в программу обучения множества школ.

Огромное влияние на мою практику оказало близкое знакомство с мастерами классических школ боевого искусства.

- Существуют две стороны одной медали: «Каппо» и «Саппо», - рассказывал мне японский мастер «Хакко рю» и врач Ясухиро Ириэ, – Саппо, это методы убийства, каппо – способы восстановления, приведения человека в нормальное состояние. Методы воздействия в обоих случаях могут быть внешне очень похожими. Овладение приемами каппо необходимо для каждого, даже начинающего инструктора боевого искусства, независимо от школы, которую он культивирует.

- Понятное дело, - ответил я, - Вы имеете собственную клинику и поэтому занимаетесь такими практиками. Какое отношение это имеет к бу-дзюцу?

- Я освоил каппо в комплексе с «Кокодо шиацу» – точечным массажем, который создал Окуяма Рюхо после многолетних изысканий в традиционной японской медицине «Нихон Игаку» у разных мастеров. Также он обучался «кейраку» терапии - работе с энергетическими каналами у Риозана Хираяма и эзотерическим аспектам медицины у Хайзана Минами, - продолжил Ириэ сэнсэй, - Кроме того, я изучал массаж «амма» и «моксо» – технику прижигания. Всему этому меня обучал основатель Хакко рю, который ввел в программу обучения известные ему, как врачу и мастеру медицинские аспекты. Наша школа акцентирует внимание на работе с энергетическими меридианами и биологически активными точками. Философия Хакко рю основана на идее единства человека с Вселенной, позволяющей аккумулировать космическую энергию в организме. Эта энергия течет по строго локализованным каналам и имеет три источника: высший, ментальный, направляющий работу мозга и порождающий интеллект, средний – определяющий физические функции организма и низший – определяющий связь с землей и живой природой. Человек, в философии Хакко рю рассматривается в аспекте взаимодействия сил Неба и Земли. Поэтому, освоение системы регулирования этой энергии путем воздействия на точки, является очень важным в практике Хакко рю и сейчас входит в обязательную программу обучения. Наша версия Школы включает шиацу в качестве одного из базовых разделов, без освоения которого невозможно полноценное продвижение на пути.

тагаки йошин рю киригами юруши

- Практически все мастера дзю-дзюцу могли оказать первую помощь не только при травмах, вызванных схваткой или тренировками, но и при утоплении, при отравлении дымом и при прочих, никак не связанных с практикой боевого искусства случаях. Эти приемы каппо входили в программу обучения почти всех известных школ рукопашного боя и часто, их изучали почти одновременно с методами боевого воздействия на точки – рассказал мастер «Хонтай йошин рю» Харага сенсей, у которого мы проходили обучение в Кумамото, на острове Кюсю, в Японии.

Ясумото Акиеши сэнсэй, учитель «Мотоха йошин рю» также выделил особую роль таких навыков в практике боевого искусства.

- Методы удушения, которые используются в нашей школе, очень эффективны и опасны, - говорил мне сэнсэй во время индивидуального обучения. - В отличие от большинства приемов, использующих перекрывание дыхательного горла и ограничение дыхания, мы используем кровяные методы удушения и, воздействуя на сонные артерии, останавливаем приток кислорода к мозгу. Неумение контролировать свою внутреннюю энергию и в случае необходимости оказывать помощь партнеру не позволяет полноценно тренироваться и может сделать практику просто вредной.

Я имел возможность ощутить утверждение учителя на личном опыте во время стажировки и тренировки раздела «шиме» - удушений, в Швеции, когда, в пару со мной стал превосходящий меня килограмм на 50 викинг. В момент выполнения одного из приемов он слишком сильно надавил на сонную артерию и, закашлявшись, я погрузился в несколько «пьяное» состояние. Слезы, рефлекторно выступившие на моих глазах заметил проходящий мимо Ясумото сэнсэй, который тут же подошел к нам и неожиданно довольно сильно ударил меня ладонями по плечам, примерно на уровне трапециевидных мышц. Я кашлянул и был страшно удивлен, т.к. обнаружил, что последствия удушающего приема мгновенно исчезли, и я вновь могу нормально тренироваться.

В общем, видно, что изучение этого раздела активизировалось и вылезло из под таинственного покрова. Некоторые школы японского дзю-дзюцу считают точки полезным дополнением к основной технике. Другие же, делают на них ставку. Рассмотрим некоторые различия.

Как я уже писал выше, одна из наиболее распространенных школ японского дзю- дзюцу, на самом начальном уровне включает изучение меридианов и точек в свою программу. Этот раздел изучается, как «шиацу» - японский точечный массаж и однозначно, служит прекрасным подспорьем для мастера боевого искусства. Однако, технические действия, рассчитанные исключительно на реакцию человека на болевое воздействие не могут считаться стопроцентно полноценными. По той простой причине, что на многих людей, они просто не действуют! Например, знаю, что моему ученику Сергею Барышеву, вообще не больно при надавливании на точки шеи, хотя обычный человек при этом испытывает крайне неприятные ощущения. Я ни разу не видел, чтобы техника «гаккун» или «тэкуби осае» в исполнении кого-либо, эффективно воздействовала на моего ученика Сашу Мацканюка. Однако я знаю людей, которые испытывают страшную, практически обжигающую боль при давлении на некоторые точки предплечья. Честно говоря, я и сам к таким отношусь, хотя не могу утверждать, что совершенно не в состоянии терпеть такую боль короткое время. Речь идет о точках «камикадо», «ёкэй», «учисякутаку» и «сотосякутаку». Однако я также знаю людей, которые совершенно спокойно терпят это воздействие. Возможно, болевой порог этих людей выше моего. Также возможно, что нервные окончания у них анатомически расположены несколько глубже и воздействие на них затруднено. Это неважно. Важно то, что в реальной боевой ситуации, при выполнении подобного приёма, исполнитель не дождется ожидаемого результата. Возникнет пауза, в процессе которой он вынужден будет изменить свои планы и перестроится. Но драгоценное время уже будет потеряно и этим, вполне вероятно, воспользуется совершенно не пораженный противник. В реальной ситуации, это может привести к гибели. И это объясняет то, что практически все школы традиционного японского дзю-дзюцу, с которыми мне довелось столкнуться, считают «кюсё-дзюцу» вспомогательным разделом. Очень полезным и усиливающим возможности исполнителя. Но всё же, вспомогательным. Идея такова: прием должен быть проведен. При этом нужно постараться делать его таким образом, чтобы противник не мог дотянуться до вас и ударить свободной рукой. Желательно, чтобы при этом ему было больно, и чем сильнее, тем лучше (для этого используется воздействие на точку). Но в любом случае, даже если ему не больно, он должен упасть. Т.е. приём должен быть рабочим даже в том случае, если воздействие на точку не привело к результату, вне зависимости от болевого порога противника.

воздействие на точку

Выполнять приём, рассчитанный исключительно на реакцию противника на причинённую ему воздействием на точку боль я считаю нецелесообразным. Хотя нужно признаться, что такие техники существуют и часто, они весьма эффективны. Например, занимаясь в Японии, у Соке Танаки классическим дзю-дзюцу школы Эншин рю, я познакомился с поистине страшным болевым воздействием. Это было специфическое давление на палец в районе ногтя. Боль при правильном воздействии так сильна, что я не представляю себе, что можно удержать захват и не отдернуть руку. Когда старший инструктор нашей организации в Киеве, Андрей Исаев попытался это сделать, у него просто лопнул палец и пошла кровь. Я думаю, он продержался около секунды до того, как отпустил захват и отскочил. Однако исключение подтверждает правило.

Очень сильны болевые воздействия в Джукошин рю. Как правило, они изучаются с самого начала тренировок и направлены на точки в районе шеи и лица. Я видел, как падали, как подкошенные, здоровенные парни из президентской охраны, попавшие в такой захват Брайана Чика. После его давления в область лицевых нервов, несколько дней сохраняется ощущение, что ты недавно посетил стоматолога. Брайан Чик применяет подобные захваты с разных сторон, при самообороне и при нападении, например, подходя сзади или сбоку, в случае, когда вы помогаете подвергшемуся атаке приятелю. Как правило, воздействие на точку бывает в его школе комплексным, т.е. сопровождается ударами и выведениями из равновесия.

Есть школы, которые приводят к выведению из равновесия путем причинения острой боли. Т.е, человек, которому проводят болевое воздействие, как-то на него реагирует и теряет равновесие, что в перспективе приводит к его опрокидыванию. С моей точки зрения, последовательность должна быть иной: выведение из равновесия должно произойти с самого начала, независимо от того, будет ли при этом больно противнику. Если больно – хорошо. Если нет, тоже не сверхпроблема, лишь бы был нужный мне результат. Т.е. схема, по которой боль приводит к разрушению баланса, должна измениться на обратную: разбалансировка и боль или разбалансировка одновременно с болью. Но в любом случае, выведение из равновесия должно быть основополагающим.

В классических японских школах больше внимания уделялось болевым воздействиям на суставы, чем на точки. И это вполне естественно. Представьте себе, что человек бьет вас кулаком в лицо. Вы успешно перехватываете его руку и изо всей силы бьете его предплечьем в локтевой сустав выпрямленной руки. Вероятнее всего, вы травмируете его руку так, что он не сможет нанести ей второй удар. Скорее всего, он также не достанет ей оружие. И вполне вероятно, что бой на этом закончится, т.к. возможно, вы сломаете ему руку и опрокинете на пол лицом вниз, что, собственно говоря, вам и требуется. Теперь рассмотрим подобную ситуацию, в которой, вместо того, чтобы нанести ему удар в локтевой сустав, вы воздействуете на точку «ванкун», которая расположена на несколько пальцев выше локтя, на плече. Может быть, он также упадет лицом вниз. Но, если хоть что-то пойдет не так и он вывернется, то он все-таки сможет успешно пользоваться этой рукой. Боль уйдет очень быстро после того, как вы отпустите его болевую точку. Он может достать оружие и вообще, будет нападать так, как будто с его рукой ничего не случилось. Чего вам, совершенно не нужно.

Конечно, я далек от мысли утверждать, что техника воздействия на точки не нужна или вообще, малоэффективна. Во многих ситуациях она крайне эффективна. И я считаю, что при необходимости иммобилизировать противника, эта техника может быть просто великолепной. Разумеется, знание метода приложения силы к точке и её точная локализация существенно увеличат и поражающую мощь ударов. Кроме того, при включении методов точечного воздействия в основную технику борьбы, её эффективность во многих случаях может существенно вырасти.

Мне довелось поучиться у нескольких мастеров Хакко рю дзю-дзюцу (в разных интерпретациях этой школы), а также поучаствовать в Японии на тренировках по Дайто рю айки дзю-дзюцу, что было не менее интересным. Должен отметить, что многие болевые воздействия на точки, которые практикуются в этих, в общем-то, родственных направлениях очень реальны. И часто, в занятиях выделяется довольно много времени на изучение этих методов. Например, во время стажировки в Осаке, в Дайто рю, во время разминки, ученики примерно 10 минут выполняют достаточно сильные воздействия на точки предплечья, причем Ямамото сэнсэй, с которым мы занимались, обращал внимание на постоянное выведение из равновесия при каждом воздействии. Обратите внимание, особое внимание уделялось не столько болевому эффекту, сколько разрушению баланса. Надо сказать, что мой друг Сережа Коблов, который работал со мной в паре, так давил мне на руку, что боль ощущалась и через несколько часов после окончания тренировки. Занимаясь на тренировке Хакко рю у японского мастера Ирие, я также довольно длительное время тренировался в воздействии на точки предплечья, после чего к нему вообще больно было прикоснуться. Однажды, на семинаре, который проводил сэнсэй Антонио Гарсия, он рассказал о возможных негативных последствиях длительного тренинга подобной техники для желудка. Это связано с теорией энергетических каналов, по которым по телу циркулирует энергия. С этой точки зрения, воздействуя на точку какого-либо меридиана, к примеру, на руке, мы можем причинить вред органу, который расположен на том же меридиане, но совершенно в другом месте. Для того чтобы это негативное воздействие на организм нивелировать, следует выполнять специальные упражнения компенсирующего характера. Это особый массаж конечностей с воздействием на точки меридианов, выполняемый после основного тренинга.

Знание метода приложения силы и локализацию точек я считаю очень важным. Поэтому, в моей школе Бушинкан, на уровнях «шодэн», «чудэн» и «окудэн» передаются знания об этом разделе. Мы используем 65 основных точек, разделенных на три больших части.

Первый раздел, это точки, воздействие на которые травмирует исключительно ту область, на которую оно и проводится. Обычно приёмы этого раздела используются для разрушения суставов и костей. Например, мы наносим удар в точку с целью поразить именно её. Примером может послужить страшно секретная болевая точка «касуми» - висок.

Второй раздел предполагает, что воздействие на конкретную точку должно поразить не непосредственно её, а внутренний орган, который находится за ней. Это глубокое воздействие и точки этого рода обычно расположены напротив внутренних органов или на голове. Например, удар в точку «инадзума», расположенную справа на корпусе в районе 11-го ребра, на самом деле направлен не на разрушение ребер, а на поражение печени. Хотя, сломать в реальной схватке противнику ребро тоже не плохо.

Точки третьего уровня, в основном, расположены на мышцах и представляют собой нервные окончания и места максимального приближения нервов к поверхности тела. Эти точки часто расположены на энергетических меридианах. При воздействии на них обычно возникает сильное болевое ощущение, и такие приёмы используются в основном для временной иммобилизации. Например, точка на икроножной мышце «кусанаги» или «соби», удар в которую может вызвать кратковременный паралич и практически всегда, сильную боль в ноге, осложняя возможность передвигаться и продолжать поединок.

На уровне «шихан-ги», в нашей Школе обучают включению «кюсё-дзюцу» во многие из ранее изученных технических действий, что существенно усиливает их и повышает вероятность успешного применения. Лично я, первую конкретную передачу раздела воздействий на точки получил от своего учителя Ясумото сэнсэя в Японии, во время своего первого трехнедельного визита на родину дзю-дзюцу. Я жил в его доме и ежедневно мы работали по его личным «макимоно», свиткам, которые он получил в «хонтай такаги йошин рю дзю- дзюцу» от своего учителя сэнсэя Минаки. В раздел «шодэн» этой школы включены некоторые рекомендации по точечному воздействию и указана локализация некоторых точек. Большое влияние на этот раздел в нашей школе оказала практика Джукошин рю под руководством Брайана Чика. Воздействия на точки в ней подробно разработаны и входят в программу почти всех уровней, включая ученические.

О наличии подобного раздела в самой старой школе дзю-дзюцу «Такеучи рю», рассказывал мне и моим учеником во время тренировки и Оно Йотаро сэнсэй, великолепный мастер, глава линии «Бичу-дэн» этой школы.