Интервью шихана Радишевского 2013 год.
Шихан, сравнительно недавно Вы получили высший титул в классических японских боевых искусствах. Расскажите, что такое мэнкё кайдэн на самом деле. В литературе много раз встречается этот термин, но его наполнение от случая к случаю разнится.
Мне сложно говорить обо всех традиционных школах японского дзю-дзюцу, но в Мото-ха йошин рю мэнкё кайдэн может быть определен как официальный документ, дающий право на самоопределение. Это сертификат, в котором указано что главный мастер школы полностью обучил человека всему, что знал и умел сам. После получения такого документа, человек может остаться в школе или открывать собственное направление или собственную версию школы. При этом он может изменить название по собственному пожеланию или оставить оригинальное название школы, добавив перед названием свое имя. Например, мой учитель Соке Ясумото имел мэнэкё кайдэн в школе Хонтай такаги йошин рю. Когда он ушел из школы и открыл собственное направление, он назвал его Мото-ха йошин рю, т.е. йошин рю версии Ясумото.
Т.е. теперь Вы можете открыть Радишевский-ха йошинрю и это будет совершенно легитимно?
Да, если бы я захотел, то мог бы так сделать. Соке дал мне это право. Но в моих планах нет ничего подобного. Я остаюсь в школе Соке Ясумото его учеником.
Мэнкё кайдэн – это просто документ, подтверждающий уровень мастера или это какие-то новые знания, переданные учителем? Что-то, чему не обучали раньше.
В моем случае, мэнкё кайдэн – это и сертификат и некоторые рекомендации учителя.
В Мото-ха йошин рю получают и сертификаты и свитки. В чем разница и что эти документы означают? Несут ли они какую-то информацию, кроме формального подтверждения уровня?
Для лучшего понимания передачи знаний и сертификации в Мото-ха йошин рю я кратко объясню, как проводится обучение в школе, что означают и какую информацию могут нести в себе свитки и что означают сертификаты.
Итак, сначала нужно понять, что не все обладатели черного пояса в Мото-ха Йошин рю являются личными учениками Соке Ясумото даже если это тренирующиеся у него в Японии или посещающие многочисленные учебные семинары школы инструкторы. «Учидэши» можно перевести как «ученик внутреннего круга» - близкий ученик, практически член семьи. Таковым может стать тот, кто как минимум, является реальным членом школы. Т.е. это человек «вошедший в ворота», а не стоящий за их границей. Эти входные ворота (по-японски «нюмон») обычно открываются для обладателей технической степени третьего дана, через некоторое время после успешного прохождения экзамена. Причем, стоит отметить, что и тут нет строгого правила, т.к. многие, получившие такую степень, тем не менее, не стали учидэши, не получив возможности войти в эти ворота. Возможно, их морально-этические качества не соответствовали требующимся, несмотря на хорошее освоение техники дзю-дзюцу, а возможно были еще какие-либо причины. Однако факт остается фактом – многие обладатели третьего дана имеющие сертификат, подтверждающий их техническую квалификацию не имеют «шодэн но маки» - свитка, называемого «первой передачей», входными воротами в школу.
Скажу больше: как это не парадоксально звучит, но отдельные обладатели заветного свитка также не получили ничего, кроме красиво исписанной японскими иероглифами бумаги. Это может быть последним испытанием, перед тем, как войти вовнутрь - получить свиток, обрадоваться этому и… ничего о нём не узнать. Учитель дает ученику возможность, но не толкает к её обязательному использованию, т.к. желающий получить знания должен приложить силы к их получению. Сокэ готов ответить на вопрос, если он задан, но он совершенно не обязан насильно вталкивать знания в нежелающую воспринимать голову. К сожалению или к счастью, часто именно так и обстоят дела с множеством европейских учеников, некоторые из которых не совсем понимают того, что ценен не столько свиток, сколько та информация, которая в нем заложена. И даже при возможности её прочитать, не получившие особых устных наставлений и разъяснений «кудэн» не смогут использовать подобный свиток иначе, чем просто экзотической формы диплом, висящий на стене и тешащий самолюбие своего хозяина.
Должен заметить, что среди получивших и свиток и наставления бывают такие, кто не практикует, оставив новые знания лишь в качестве теории. Дело в том, что информация, заложенная в свитке и переданная устно, должна быть реализована, а не отложена в дальний ящик стола. Мало знать что и как, нужно практиковать, используя новые знания для улучшения своих возможностей, иначе в них просто нет смысла. На пути этой практики необходимы коррекции Учителя.
В разных школах японского дзю-дзюцу процесс присвоения разных степеней происходит по-разному. В Мото-ха йошин рю во всех случаях проводятся аттестационные экзамены или, как в некоторых других школах степень просто присваивают, когда учитель считает человека готовым?
Часто слышны вопросы о том, нужны или не нужны аттестации в боевом искусстве, что означают разные пояса и степени. Некоторые организации создают огромную систему ученических и мастерских ступеней с кучей аттестаций и промежуточных тестов. Ряд широко распространенных структур имеют десяток и даже более мастерских степеней. Другие ограничиваются пятью. Многие считают, что аттестации вообще не нужны, что это исключительно коммерческая схема и что полученная на экзамене техническая квалификация не нужна, потому что цвет пояса не защищает от удара по голове.
Для того чтобы определиться в целесообразности проведения аттестации нужно заглянуть немного назад, в глубину истории японских школ боевого искусства.
Традиционные японские школы изначально не имели никаких особых знаков отличия мастера от ученика. Это было совершенно естественно, т.к. все тренировались в повседневной одежде, той, в которой им пришлось бы вступить в, возможно, смертельный поединок. Когда учитель считал ученика достойным продолжателем своего дела, он вручал ему соответствующий документ. В некоторых школах со временем появились несколько ступеней, которые последовательно проходили ученики. С постижением каждой следующей ступени учитель вручал соответствующий свиток «макимоно». Во многих школах бу-дзюцу эти ступени называются «шодэн» - начальная ступень, «чудэн» - срединная ступень и «окудэн» - глубокая ступень. Некоторые школы используют иную, более обширную систему разделения на уровни. Символом полной передачи школы является документ «мэнкё кайдэн». Условно считается, что все эти степени закрыты для непосвященных. Их получение сейчас обычно не предполагает какого-то технического экзамена, это знания, которые передает учитель ученику после того, как тот достигнет определенного уровня.
Кроме этих передач существуют и технические степени, которые можно получить в результате успешного прохождения экзамена. Эти степени впервые ввел в японские боевые искусства основатель дзюдо Кано Дзигоро. Впоследствии, почти все существующие школы японских единоборств заимствовали эту систему для оценки технического прогресса учеников. На таком техническом экзамене нужно суметь показать результаты своей практики – выработанный навык. Обычно при этом оценивают физические возможности, технический уровень и знания. Если экзамен пройден успешно, соискатель получает соответствующую степень. Некоторые учителя также считают, что получение следующей степени имеет некий стимулирующий фактор для ученика. Пояс показывает его уровень, символизирует о прогрессе.
Мото-ха йошин рю дзю-дзюцу включает обе системы определения уровня занимающегося. В школе существует технический экзамен с присвоением ученической или мастерской степени, а также традиционная передача знаний и практик с выдачей свитков с перечнем полученных знаний.
Считается, что только достигнув технической степени третьего дана «сандан» ученик реально начинает понимать и чувствовать принципы школы. На этом уровне он может получить первую передачу и «шодэн но маки». Она называется «нюмон» - введение или «вход в ворота» и переданные во время инициации практики и знания не входят в открытую техническую программу, которую можно увидеть на экзаменах на пояса.
Технические экзамены в Мото-ха йошин рю продолжаются до уровня шестого дана «рокудан» включительно и имеют подробно расписанную аттестационную программу каждого уровня. На экзаменах на 4-й дан и выше, кроме демонстрации техники, участники выступают в «рандори» - полусвободных схватках, в которых один из них вооружен ножом, а другой безоружен.
Кто становится инструктором в Мото-ха йошин рю дзю-дзюцу? Какой уровень считается в школе достаточным для того, чтобы преподавать?
Как и во многих других школах японского боевого искусства Мото-ха йошин рю определяет несколько категорий инструкторов. Инструктором школы может быть человек, достигший технической степени третьего дана, получивший передачу «шодэн» и прошедший специальные курсы на которых его познакомили с методикой преподавания. После прохождения такого специализированного мастер-класса вручается диплом «шидоин мэнкё» - это начальный инструкторский уровень школы. Этот диплом вручается лично Сокэ тому человеку, который признан достаточно компетентным, чтобы преподавать. Он не может быть передан просто обладателю третьего дана или даже более высокой степени, т.к. нужно подчеркнуть, что юданша, которые не прошли специальных инструкторских занятий не могут быть преподавателями школы.
Следующими уровнями являются титулы «ренши» и «киоши» - это уровни преподавателей. Такой титул может получить мастер, который показывал себя высококомпетентным инструктором в течение многих лет. Обычно такой уровень получает человек, имеющий не ниже шестого дана, обладатель «окудэн» который подготовил множество учеников, достигших черного пояса высоких степеней в Мото-ха йошин рю. Ученики – главный показатель уровня преподавателя. Если инструктор довел ряд учеников до высших ступеней, курирует ряд филиалов за рубежом - он может быть квалифицирован как «ренши» или «киоши».
Полученный Вами титул дает Вам какие-либо полномочия, которые вы не имели ранее?
Да. От Сокэ Ясумото я имею право присваивать мастерские степени, передавать всю информацию, которую сочту нужным и давать инструкторские звания. Также я могу обучать всем внутренним уровням «шодэн», «чудэн» и «окудэн».
Вы также имеете титул «киоши» в Мото-ха йошин рю. Что он означает?
Вообще, в Мото-ха йошин рю не было инструкторских степеней, кроме «шидоин». Однако после получения мной 6-го дана Сокэ присвоил мне титул «киоши» - учителя. Это пока единственный случай в нашей школе. В моем аттестационном дипломе написано «рокудан киоши». Сокэ сделал это чтобы подчеркнуть мои знания и формально дать право обучать инструкторов, организовывать для них специальные занятия. Также недавно он ввел «ренши» для инструкторов, которые курируют иностранные филиалы.
Вы сказали, что в Мото-ха йошин рю есть аттестационная программа до 6-го дана. Т.е. на этот уровень тоже есть еще новая техника или что-то еще?
Да, на каждую степень, вплоть до 6-го дана есть своя техническая программа. Например, на 5-й дан нужно сдавать Бушин но ката и еще некоторые техники, на 6-й дан нужно сдавать Каэши но ката и Окудэн юруши но ката. Кроме того, на этом уровне мне нужно было знать все ката изначального стиля – хонтай такаги йошин рю.
Т.е. Вы знаете технику хонтай такаги йошин рю в полном объеме? Или частично?
Да, я знаю всю школу в полном объеме. Соке Ясумото, имеющий мэнкё кайдэн в хонтай такаги йошин рю полностью обучил меня технике и ката этой школы. Он раскрыл мне свои собственные свитки, полученные им от своего учителя Сокэ Минаки Сабуро и полностью перевел их для меня, разъясняя все термины. Естественно, он обучил меня ката школы, но эта техника не является в Мото-ха йошин рю аттестационной и ее не нужно сдавать на экзаменах.
Кроме того, Сокэ повез меня и группу моих учеников к своему другу, мастеру Харага на остров Кюсю. Харага сэнсэй также мэнкё кайдэн от Сокэ Минаки. Он занимался с нами бо-дзюцу, классическими ката хонтай йошин рю и проводил занятия по некоторым внутренним аспектам этой школы. Также я немного занимался у нынешнего Сокэ ХЙР мастера Иноуэ Коичи, и посещал додзе родственной школы Такаги рю, занимаясь у Сокэ Кусухара.
Надо сказать, что свитки Мото-ха йошин рю включают практически все технические элементы, которые были в аналогичных свитках хонтай такаги йошин рю.
Обучаете ли Вы своих учеников этим техникам и ката?
Да. Я обучаю практически всему, чему меня научил мой учитель Сокэ Ясумото.
С чем связано то, что другие обладатели высоких степеней в Мотоха йошин рю не обучают таким элементам и более того, даже не упоминают о их существовании?
Большинство инструкторов школы, являющихся национальными представителями, обучают элементам Такаги рю и Хонтай йошин рю. Например, базовая ката Такаги рю омотэ но ката часто дается на международных конгрессах под руководством Сокэ Ясумото. Однако я знаю, что Сокэ не обучал этой технике представителей отдельных организаций, не входящих в основную школу. Они имеют квалификацию на уровне основных открытых разделов. Только аттестационная программа, не более. Это ряд людей, которые не имеют отношения к национальным представительствам Мотоха йошин рю и работают самостоятельно. Они не принимают участия во всемирных конгрессах в Японии. Некоторое время назад они перестали приглашаться и на национальные семинары в официальных представительствах школы. Думаю, что они просто не владеют арсеналом школы в полном обьеме.