Классическая японская школа дзю-дзюцу под руководством Соке Ясумото.
История создания школы
Боевое искусство Такаги Рю было создано в 17-м веке. Считается, что эта школа особо активно развивалась в период Эдо. В это время ее практиковали в регионах Химэйдзи и Ако, а затем, в период Мэйдзи и позже, школа появилась и стала известной и в других регионах Японии. Существуют несколько разных историй о дальнейшем развитии школы. Это связано с тем, что в 19-м веке, школа продолжила свое существование в нескольких версиях. Надо сказать, что некоторые истории не могут быть подтверждены документально и имеют некоторые расхождения в разных ответвлениях Школы.
Несмотря на то, что первым мастером Такаги рю считают Такаги Ориемона Шигетоши, некоторые версии школы начинают исчисление от некого монаха Унрю, а затем от Ито Ки но Ками Сукетада, который возможно обучал Такаги. По одной из таких версий, в основу школы, лег несохранившийся до наших времен свиток «Амацу Татара Ринпо Хидэн Сэсшо», приписываемый Унрю.
Основатель школы,Ориемон Шигетоши Такаги родился 2-го января 1635 года (по некоторым данным, 2 апреля 1625 года). Его детское имя было Инатоми Умон Шигетоши. Он был вторым сыном одного из членов самурайского клана, служившего Катакура Кодзиро, хозяину замка Шираиши в Мицу-но Куни. С детства он изучал искусство владения коротким мечом школы Муто Рю Кодачи и искусство боя копьем школы Киочи Рю Содзюцу под руководством мастера Муто Дануемон. Также известно, что Умон интенсивно практиковался в рукопашном бою "тай-дзюцу" и в метании оружия "сюрикен-дзюцу". Еще в юности добившись мастерства в этих боевых искусствах, он был известен большой физической силой. Его отец Инатоби Сандзаемон, преподаватель кэн-дзюцу в провинции Шираиши, однажды был убит в ночной схватке группой нападавших. По одной из легенд, использовав на практике слова отца о принципах гибкости "йо", и о том, что "йобоку" - гибкая ветвь ивы может быть сильнее, чем крепкое и высокое дерево, которое уязвимо и легко ломается, Умон отомстил убийцам своего отца, уничтожив их. Именно эта философия после победного сражения заставила Умона назвать свою школу Йошин Рю, а себе взять имя Такаги Ориемон Шигетоши. Он использовал термин "йошин" в названии своего боевого искусства для реализации принципов, которые усвоил от отца, включив в созданную им систему навыки, которые получил от занятий техникой боя копьем "яри" и алебардой "нагината" у мастера Ито Ки но Ками, преподавателя школы Кенко-рю, в которой он получил полную передачу всех знаний «мэнкё кайдэн». Известно, что основатель Хонтай Такаги Йошин рю также изучал Ягю-рю кенпо у мастера Ягю Ичиношин, Уэда рю ба-дзюцу у Уэда Кичинодзё Шигетоки, Кахо-дзюцу у Мураго Хиобу, Кусаригама дзюцу у Мураока Дзудзаэмон Шигезаэмон, Дзюттэ-дзюцу у Кудо Гонпаро и Ямада рю гункаку хэйхо у Ямада Харука.
Некоторые источники говорят о том, что в течение жизни, мастер Такаги принимал участие в нескольких дуэлях. В возрасте 23-х лет, он сразился с Ягю Мунэнори, выдающимся мастером Ягю рю, от которого потерпел поражение. Это отразилось на его понимании боевых искусств и, по легенде, на 37-ой день его тренинга на горе Курама, ему было видение атакующего его огромного тигра. Такаги направил копье в глаза животного и это остановило его. Переосмыслив некоторые аспекты, Такаги повторно пожелал сразиться с мастером Ягю и во время повторного матча, когда он направил свой меч в глаза Ягю Тадзима но ками, тот признал его реализацию, как мастера. На этом матч окончился без победы и поражения и без пролития крови. Надо заметить, что в этой легенде есть некоторое несоответствие дат.
Известны линии школы, которые упоминают о том, что 15 августа 1695 года Император назначил Такаги Ориемона Шигетоши шиханом в нескольких искусствах, императорским телохранителем и инструктором охраны императорского дворца.
Такаги ушел из жизни в 1711 году. Осталось несколько его изображений, сделанных выдающимся автором гравюр Утагава Куниёси. Эти изображения из серии о японских героях и о мастерах меча.
В 1993 году, последователи Школы линии Хонтай Йошин рю посетили его могилу в районе замка Шираиши и провели возле нее тренировку, посвященную памяти основателя.
Второй мастер школы, Такаги Уманосуке Шигесада, родился в 1655 году и в 1671 году, в возрасте 16 лет получил мэнкё кайдэн от Соке. В своих путешествиях по стране, он изучал разные школы боя и считается основателем некоторых, например, кроме Такаги рю, ему также приписывают основание Микэн рю и Какугай рю.
В юности он принял участие в нескольких неудачных для него схватках с уже пожилым мастером Такеноучи рю. Это был Такеучи Хисаёши, внук основателя Школы Такеучи Хисамори и третий Соке Школы. Схватки были вполне официальными и проводились в замке Цуяма (область Мимасака) в присутствии лорда Мори, о чем свидетельствуют данные обеих школ.
Мастер Такеучи в это время ездил по стране, проводя свое «муся сюго». По описаниям, он был маленького роста и абсолютно не мускулистым. Несмотря на существенную разницу в размерах и силе, юный Такаги, о котором говорили, что он вбивал монеты в дерево ударами кулака и был огромного роста (более 180 см, что для средневековой Японии считалось редкостью), дважды был повержен и взят на контроль. Описания говорят, что Такаги обхватил Такеучи обеими руками и попытался провести какой-то прием, однако, в момент изменения захвата, Такеучи выскользнул, ударил кулаком в пах и, захватив, опрокинул Такаги. Это был нокдаун и, пока Такаги пришел в себя, он был уже частично связан. Однако, будучи очень сильным, он порвал веревку и попытался вырваться. Тогда Такеучи, выхватил свой короткий меч и прижал его к шее Такаги. Повторный поединок был подобным.
Схватка была остановлена лордом Мори. Такаги сразу же попросился в ученики и был официально принят, как «дэши». Считается, что он освоил всю школу, включая высшие уровни и получил инструкторскую лицензию. После этого, он изменил свою семейную систему боя и ввел в неё множество «мягких» элементов, сформировав Такаги рю тай-дзюцу коши-но-мавари. Однако полученный результат, все еще не удовлетворил мастера, и он продолжал искать более совершенные методы, позволяющие побеждать в поединке, без использования существенной физической силы. После уединенной 100 дневной практики в горах, Такаги получил мистическое переживание "тэнсин-сё", в котором он более полно осознал принцип мягкости и методы его использования в реальном бою и понял принципы Инь-Йо Гендзюцу Иппо и Хиссё но Йошин (мягкого сердца для уверенной победы). Уманосуке усовершенствовал свое искусство и назвал его Хонтай Йошин Рю Такаги Рю Дзю-Дзюцу. Он известен сейчас, как преподаватель, развивший один из наиболее ранних стилей рукопашного боя для самураев. В 1693 году, семья Кинэи официально признала его мастером и учителем боевого искусства высшего уровня. Известно, что будучи серьезным практиком Дзэн (от учителя Гудо Васё), Такаги ввел некоторые методы дзэского тренинга в программу своей школы.
Уманосуке умер в апреле 1716 в возрасте 61 года, оставив приемником своего сына Генношина Хидэшиге Такаги. Один из его учеников – Кагава стал известным мастером копья.
2-й Соке школы также удостоился быть изображенным на гравюрах Утагава Кунисада Тойокуни и Утагава Куниёси. О нем и о Такаги Ориемоне были написано в работе Муся Шугё Дзюнхироку (информация о 31 исторической фигуре мастеров боевого искусства) и в поэтических произведениях о воинах («Буккэй хякунин иссю», автора Рютэй Сэнка).
Третий мастер школы считался выдающимся мастером рукопашного боя своего времени. Он преподавал в Химейджи и получал 500 коку риса, обучая самураев высокого уровня боевому искусству своей семьи. Это рекордная сумма, показывающая особое положение и уважение, которое было оказано мастеру. Считалось что 1 коку риса – это количество, которого достаточно для того, чтобы прокормить одного человека в течении года. Кроме дзю-дзюцу, в программу его обучения входило бо-дзюцу, нагината-дзюцу, со-дзюцу и шурикэн-дзюцу.
Генношин (Генносукэ) Хидэшиге Такаги умер в раннем возрасте 32-х лет, передав школу своему другу и ученику. Этим четвертым Соке стал Окуни Кихэй Шигенобу, родившийся в 1684 году в Изумо мастер Кукишин Рю, который прославился совершенным искусством боя алебардой "нагината" и шестом "бо".
Считается, что Окуни был также носителем традиции Тэндо рю нагината дзюцу и Чосуй рю тай дзюцу, получив кайдэн от Тэцухэя Масатаки. Знакомство мастеров произошло в горах во время мистической аскезы. Встретившись с мастером Такаги в серии поединков "тарю дзиай", он потерпел поражение в рукопашных схватках, но оказался лучшим в бою с деревянным оружием. После приглашения Геношина Хидешиги Такаги посетить семейный додзе, Окуни стал его учеником и впоследствии унаследовал от него титул Соке. Он развивал школу в Ако – городе, известном историей о 47ми самураях, ставших ронинами, отомстившими за своего господина Асано Наганори.
С этого времени, оба искусства объединились и Хонтай Такаги Йошин Рю Дзю-Дзюцу и Кукишин Рю Бо-Дзюцу стали изучаться совместно, как одна система.
Есть некоторые несоответствия в информации об отношениях школ Кукишин рю и Такаги рю. По источникам семьи Куки, техника Кукишин Рю изучалась в семье Такаги и ранее, еще в начале 17-го века. По этому утверждению, еще с 1602 года представитель семьи Такаги изучал Кукишин рю и 7 марта 1617 года он получил традиционные свитки и полную передачу школы. Представители семьи Куки считают, что отношения обеих Школ начались на несколько поколений раньше схватки Такаги и Окуни. Однако официальная версия Хонтай Йошин Рю Такаги Рю говорит о первом контакте школ именно в лице Геношина Хидешиги Такаги и Кихэй Шигенобу Окуни. Известно также, что Окуни практиковал мистическое искусство «сюгендо» - путь обретения могущества. Именно в горах, во время уединенной практики он впервые повстречался с третьим патриархом Хонтай Такаги Йошин Рю, также проходящим аскезу. Также, следует заметить, что последователи Хонтай Йошин Рю считают, что школа заимствовала только раздел техники боя с оружием, хотя, последователи Кукишин рю считают, что многое в разделе рукопашного боя также близко по технике и принципам. Обе эти школы переплетались не только в начале пути, но и в последствии, когда в 19-м веке, мастер Ишия (Иситани) Мацутаро, получив знания от своего отца Ишия (Иситани) Такео Масацугу (главы Хонтай Такаги Йошин рю) параллельно изучил Кукишин рю у Иба Тойотаро (14го главного мастера Кукишин рю).
Следующими носителями традиции Хонтай Такаги Йошин Рю были: Окуни Хачикуро Ноботоши, Окуни (Таро-Дайсукэ) Дайфу Таданобу, Окуни Кихьё Йошисада, Окуни Йозаэмон Йошисада, Накаяма Дзинай Садахидэ, Окуни (Такэ-Уэмон) Буэмон Хидэнобу, Накаяма Казаэмон Садайоши, Окуни Камадзи Хидэтоши. Все эти мастера руководили школой в Ако.
Один из учеников Окуни Кихэя в Хонтай такаги йошин рю и в Кукишин рю, Иванага Гэнносукэ Масамицу в 1753 году также получил мэнкё кайдэн. Он отделился от школы и сформировал своё направление Cингэцу мусо янаги рю, которое существует до сегодняшнего дня.
Тринадцатый носитель традиции Яги Икигоро Хисайоши является отдельной вехой в развитии школы, т.к. именно с него началось её активное разделение на ряд версий. Он впервые дал высший титул и свитки школы сразу нескольким ученикам и после него, это стали делать и другие носители традиции. По имеющимся данным, Яги был втянут в политический конфликт в октябре 1841 года, в результате чего стал ронином.
Интересен зарегистрированный исторический факт: однажды во время пешего перехода он неожиданно подвергся нападению огромной бешеной собаки, которая терроризировала всю округу, и убил ее маленькой деревянной шпилькой для волос.
Не имея другой работы, он открыл додзё в западной части города Кобэ и обучил множество студентов, некоторые из которых достигли высокого уровня мастерства. Трое из его учеников впоследствии создали свои собственные ветви школы: Фудзита-дэн, Ишибаши-дэн и Ишия-дэн. Линию Ишия еще называют Ишитани-дэн. Каждая из этих школ стала развиваться параллельно и, с тех пор, как школа разделилась, каждая версия имеет свою собственную генеалогию.
Линия Ишибаши вероятнее всего, прервалась на нем, т.к. неизвестен никто, кому бы он передал мэнкё кайдэн. Считается, что после его смерти, все его свитки остались у его детей. Ишибаши был владельцем магазина, его бизнес занимал много времени, и неизвестно вообще, преподавал ли он боевые искусства.
Линия Ишибаши вероятнее всего, прервалась на нем, т.к. неизвестен никто, кому бы он передал мэнкё кайдэн. Считается, что после его смерти, все его свитки остались у его детей. Ишибаши был владельцем магазина, его бизнес занимал много времени, и неизвестно вообще, преподавал ли он боевые искусства.
Согласно версии Фудзита-дэн, 14-м Соке школы стал Фудзита Тогоро Хисакичи у которого учился 15-й Соке Мизуто Йоситаро (Мизута-дэн) и, впоследствии следующий глава школы (этой версии) Такамацу Тосицугу, передавший линию преемственности Сато Кинбэй, Кимура Масахару и Хацуми Масааки. В некоторых текстах линии идущей от Такамацу Тосицугу, сказано, что его передача Такаги рю идет также и от мастера Ишия (Ишитани). Вероятно, это связано с тем, что он контактировал с Ишия Мацутаро.
Очень известной и авторитетной стала школа мастера Ишия (1845 – 1909). Четырнадцатый Соке школы Ишийя Такэо Масахару был известен в Японии, как "мастер мастеров боевых искусств эпохи Эдо". Его наиболее известным принципом обучения было развитие "мягкости снаружи и твердости внутри". Это выражение сохранилось, как главный принцип школы Хонтай Йошин Рю Такаги Рю до наших дней. По некоторым данным, Ишия курировал работу нескольких додзё в Химэйдзи, Окаяме и Кобэ, в которых практиковалась его школа. Известно его высказывание: «1 – глаза, 2 – скорость, 3 – мужество, 4 – сила».
Об Ишия Такео известно несколько историй. В одной из них, однажды он поборол в Осаке огромного борца сумо по имени Оцуцу. Зафиксировав его левой рукой, правой он взял борца за волосы и макнул лицом в грязь. В другом подобном рассказе, также в Осаке, два борца сумо, которых звали Конишики и Яцука неожиданно напали на него и, опрокинув на землю, прижали сверху. Они предложили Ишия попытаться вырваться. Мастер, не вставая с земли, атаковал их ноги и опрокинул обоих.
Некоторые адепты Будо также утверждают, что Ишия Такео был мастером не только Кукишин рю и Хонтай Такаги Йошин рю, но и 11-м Соке школы Гикан рю. По этим данным, 27 августа 1863 года, Ишия, уже будучи Соке двух школ, встретил в одном из храмов раненого в руку мастера Урю Гикана, 10-го Соке школы Гикан рю. Ишия помог ему и, подружившись, Гикан научил его своей фамильной школе рукопашного боя и со временем передал ему мэнкё кайдэн.
Мастер внес в технику школы ряд изменений, разработав несколько дополнительных разделов и передал титул 15-го Соке своему сыну Ишия Мацутаро Масахару, (который покинул дом в раннем возрасте и также стал Соке Кукишин рю другой версии), а он, в свою очередь, передал титул 16-го Соке лучшему ученику своего отца Какуно Хаппэита Масайоши (Какуно-дэн). По некоторым данным, сам Ишия Мацутаро, в последние годы жизни работал начальником охраны на фабрике, которая принадлежала семье Такамацу. В одной из версий считается, что он обучал и известного мастера Такамацу Тосицугу.
16-й Соке школы Какуно Хаппэита (в другом чтении Хачихэита) родился в 8-м году эпохи Мэйдзи. Он считается самым талантливым учеником Ишия Такэо сделавшим очень многое для развития школы. Мастер проводил демонстрации по стране и внес некоторые изменения в технику. Наиболее известными его выступлениями была демонстрация Хонтай Йошин Рю Такаги Рю 11 июля 1935 года в Кашима Дзингу и 12 июня в Катори Дзингу.
Соке Какуно открыл додзё в Кобэ где имел несколько учеников высокого уровня. Наиболее выдающимися из них были Минаки Сабуро Масанори, Цуцуи Йошитаро и Каназава Ичизо.
Известно, что мастер Какуно также сформировал собственный стиль боя Какуно рю, но обучал этому направлению отдельно от главной линии Хонтай Такаги Йошин Рю.
Минаки Сабуро, родившийся в 1906 году, стал известным мастером боевого искусства, внесшим огромный вклад в сохранение классического искусства самураев, а также мастером мануальной терапии "сэйкоцуин" и художником. Он начал заниматься у Соке Какуно в возрасте 16-ти лет в 1922 году. В 1933 году он получил «мэнкё кайдэн» и через 4 года, в 1937 году он открыл свой первый додзё в Токио. Минаки Сабуро с учениками провел множество демонстраций школы, разъезжая по всей Японии. Он проводил жесткие тренировки, демонстрировал разбивание камней ребром ладони. В 1939 году, когда его учитель, Какуно сэнсэй скончался, Минаки вернулся в Кобэ. Однако, считая себя все еще не совершенным, он решил продолжить свою практику, следуя старым методам. После уединенной практики медитации и тренировок под водопадом «Фумон но таки», Минаки сэнсэй несколько изменил технические формы и методы тренировки, в соответствии с идеями и планами своего учителя Какуно. Он сформировал гьяку но ката, нагэ но ката и оку но ката, как формы, которые изучаются перед более старыми «омотэ но ката» и вначале называл свою школу Фумон йошин рю, но затем сменил название на Хонтай йошин рю.
Во время отсутствия Минаки, также имеющий "мэнке кайден" мастер Цуцуи Томотаро Йошитака (1906 – 1983) стал руководителем школы. По возвращению Минаки школа разделилась и Цуцуи Томотаро стал Соке ответвления, названного им Такаги Рю дзю-дзюцу. В школе Соке Цуцуи продолжали культивировать старую технику практически без изменений, обучая традиционным методам боя на коленях и приемам отбора меча. В его линии он является 17-м Соке после Какуно Хаппеита.
Минаки учил, что Будо, в котором нет духа Будды, не является истинным Будо, т.к. он считал, что сердце истинного мастера должно быть милосердным. Он считал, что развитие истинного боевого искусства требует развития творческого потенциала учеников. Известны его высказывания о том, что «Будо – это философия и искусство созидания», а также «не теряйте пути к искренности». Он также учил своих последователей, что развитие Будо требует творческого подхода.
Минаки Сабуро, 17-й Соке Хонтай Йошин Рю считался очень авторитетным мастером школы и, практикуемая им версия была очень известной в свое время, поэтому ему и его ученикам Японская Федерация Традиционных Боевых Искусств, предложила создать учебно-демонстрационный фильм о боевом искусстве семьи Такаги. Также в фильме демонстрировались элементы Кукишин рю бо-дзюцу.
Мастер Каназава Ичизо был выдающимся специалистом и преподавателем, одним из лучших учеников Соке Какуно. Еще при жизни мастера, Каназаве было предложено стать следующим главным учителем школы. Однако он отказался и продолжал обучать учеников классической версии Хонтай Такаги Йошин Рю и Кукишин Рю до самой смерти, не открывая собственного направления. Он передал все свои знания сыну Каназава Акира и его другу и коллеге Ясумото Акиёши. Также, у Каназава Ичизу учился Иноуэ Тсуйоши и его сын, Иноуэ Коичи.
О Соке Минаки есть несколько интересных историй. Многие его ученики рассказывают об удивительной силе ударов этого невысокого человека. Одна из этих историй произошла незадолго после окончания Второй мировой войны, когда в Японии существовало множество банд. В районе между Осакой и Кобэ, где жил Минаки, одной из таких банд была убита и ограблена молодая женщина, несущая пищу для своих детей. Т.к. полиция не в состоянии была предпринять никаких мер, Минаки решил взять правосудие в свои руки. Он начал гулять в опасном районе вызывая бандитов на себя и, в какой-то момент, подвергся их нападению. После рукопашной схватки несколько участников погибли, а остальные ретировались. Много лет спустя, узнав об этом, ученики Минаки спросили его о том, как ему удалось в одиночку без оружия разогнать целую банду, в ответ на что он взял в руку плоский камень и расколол его ударом ребра ладони. Это произошло за несколько дней до смерти Соке.
Также известны рассказы о жестких схватках с представителями других стилей, приходящими в его додзё для проверки навыков. По словам его учеников, некоторые из этих поединков окончились тяжелыми увечьями и даже смертью.
Официально Соке Минаки разделил Хонтай Йошин рю и Кукишин рю и передал Хонтай Йошин Рю дзю-дзюцу и меч 13-го главы школы Яги Хисайоши своему ученику Иноуэ Тсуеши Мунетоши как хорошему организатору и человеку, внесшему вклад в международное развитие. Это произошло в 1982 году на официальной церемонии. Однако "мэнкё кайдэн" в Хонтай Такаги Йошин рю - признание высшего уровня и право на независимость и открытие своего направления получили целый ряд его учеников: Харага Хироши, Каназава Акира (сын Каназава Ичизо), Сато Кумимаро и Ясумото Акиеши.
Разумеется, после разделения школ, мастера линии Хонтай Йошин Рю не перестали практиковать изученные ими за многие годы занятий методы боя с оружием из Кукишин рю, однако, этот раздел стал именоваться Хонтай Йошин рю бо-дзюцу.
18-й носитель традиции Хонтай Йошин Рю Соке Иноуэ Тсуеши Мунэтоши, будучи мастером иайдо (тояма рю батто-дзюцу) в 90-х годах разработал комплекс ката хонтай йошин рю иай-дзюцу и, в свою очередь присвоил высший уровень своему сыну и наследнику Иноуэ Коичи, ставшему 19-м Соке в 2005 году, а также Мицуаши Йошихиро и Куришима Кукио. Все эти мастера долгое время работали совместно, распространяя принципы и технику Хонтай Йошин Рю в Японии, США и Европе. Однако в 1996 году ведущие инструкторы школы Ясумото Акиёши и Каназава Акира по ряду причин, вместе со своими учениками ушли из хонбу. После этого, главным инструктором Хонтай Йошин Рю стал Иноуэ Коичи, сын Иноуэ Тсуйоши, прошедший обучение у своего отца и у главного инструктора дзю-дзюцу школ Ясумото Акиеши, а также занимавшийся под руководством Минаки Сабуро и Каназава Ичизо в последние годы его жизни. Впоследствии Иноуэ Коичи получил мэнкё кайдэн и стал 19-м Соке.
Хонтай Йошин Рю (Минаки-дэн) и Такаги рю (Цуцуи-дэн) были внесены в созданный список нескольких десятков школ традиционного японского боевого искусства признанных Японской Федерацией Кобудо. Несмотря на то, что в Японии официально существует несколько сотен стилей боевого искусства, только некоторые из них сохранили полную информацию о линии преемственности до нашего времени и признаны в качестве традиционных боевых искусств «корю бу-дзюцу».
В 1999 году ученик Соке Минаки мэнкё кайдэнся Ясумото Акиёши официально открыл свою школу, назвав её Мото-ха йошин рю (Йошин рю версии Ясумото). В основу школы легли объединенные знания, полученные им от его учителей Минаки Сабуро и Каназавы Ичизу и разработки, проведенные совместно с сыном последнего Каназавой Акира.
Также, считается, что некоторое влияние на школу оказало и общение с Цуцуи Йошитака. Нужно отметить определенное влияние, которое Ясумото сэнсэй оказал на Хонтай йошин рю. Созданная им форма «йошин но ката» до сих пор, даже после его ухода из школы практикуется многими его бывшими учениками из европейских додзё. Также, до сих пор практикуются окончания некоторых технических действий, которых не было в классических ката времени Соке Минаки.
В течение многих лет, во время ежегодных выступлений в Токийском Будокане, при жизни Соке Минаки и Соке Цуцуи, Ясумото Акиеши ассистировал им в демонстрации техники дзю-дзюцу. Затем, в более поздние годы, технику рукопашного боя школы в основном демонстрировал также Ясумото Акиеши. Ему ассистировал обычно Иноуэ Коичи, нынешний главный мастер школы, что видно по многочисленным видеозаписям и фотографиям того времени, включая фильм Японской Федерации Кобудо. В 1986 году, в серии показательных выступлений по боевым искусствам в Китае, организованных при совместном содействии японского и китайского правительств, Хонтай Йошин Рю была единственной школой дзю-дзюцу избранной Японской Федерацией Традиционных Боевых Искусств для демонстрации классического искусства рукопашного боя. Наряду с делегацией школы, в демонстрации принимали участие мастера айкидо (под руководством Уешиба Моритеру), сериндзи кемпо, дзюдо, кюдо, кендо и кен-дзюцу. Будучи ведущим мастером дзю-дзюцу, Ясумото сэнсэй демонстрировал этот раздел школы, а его коллеги показывали искусство владения различными, входящими в программу Хонтай Йошин Рю видами оружия.
Следует обратить внимание на то, что Соке Иноуэ унаследовал только линию Хонтай Йошин Рю дзю-дзюцу, т.к. линию Кукишин рю бо-дзюцу унаследовал Киода Мацуда, который пробыл Соке всего один день, после чего, он передал Школу мастеру Танака Фумон, который назвал себя «секретным учеником Минаки Сабуро».
Надо заметить, что Соке Танака действительно имеет фотографии, на которых запечатлено, как он тренируется дзю-дзюцу под руководством Минаки Сабуро, тогда как, со слов постоянных учеников додзё Минаки, они этого не видели.
Таким образом, 19-м Соке Кукишин рю бо-дзюцу этой линии стал Танака Фумон. Он называет это направление «Школой 9-ти демонов», что говорит о том, что эта версия названия, вероятно, сохранена в линии Ишия. Продолжая свои изыскания, Соке Танака изучил также направление Кукамишин рю у Ихэя Мацумото, и стал в нем также носителем традиции и Соке. Интересно, что в этой линии, Ишия Мацутаро Тадааки считается 16-м Соке.
Есть информация, что в разных линиях школы в разное время использовались разные виды оружия. Например, известно, что в Мизута-дэн не было передачи раздела Кукишин рю бо-дзюцу, т.к. мастер Мизута покинул додзё своего учителя до того, как освоил эту технику, получив мэнкё но маки (в этой версии, это не последняя степень). В линии Соке Минаки школы были разделены и Кукишин рю и Хонтай Йошин рю передавались отдельно и имели разных Соке. Существует также дэншо, включающее раздел «кама» - техники боя серпом, однако никаких данных о том, откуда появилась эта техника в школе - нет. В существующем до наших дней свитке 1844 года указано, что в данной версии школа была передана от известного во всех линиях школы Накаяма Казаэмона некому Ямада Такахиро.Затем школа перешла к Асада Саддаму, потом к Минамото Садацугу, которые передал её, в свою очередь Китакава Моритаро. Об этой версии школы сейчас практически ничего не известно.
В 1996 году ведущий мастер Хонтай Йошин рю дзю-дзюцу Ясумото Акиёши ушел из Хонтай Йошин Рю и сформировал собственное направление, которое 18 октября 1999 года получило название Мото-ха Йошин рю дзю-дзюцу (Йошин рю дзю-дзюцу версии Ясумото). Филиалы его школы расположены в Японии, странах Европы, Австралии, СНГ, США и в Израиле. Техника школы изучается также в Мексике и в Шри-Ланке. Штаб-квартира Мото-Ха Йошин Рю находится в Японии, в городе Йонаго провинции Тотори.
В обучении Соке Ясумото использует древний метод поэтапной передачи знаний (шодэн, чудэн и окудэн) и активно применяет кудэн "устную передачу близким ученикам". Основными принципами Мотоха Йошин рю дзю-дзюцу являются «кузуши», «тай сабаки» и «тэ-но учи» (выведение из равновесия, уход с линии атаки и особая техника работы руками).
В школе Ясумото сэнсэя изучается техника классического дзю-дзюцу, методы связывания «торицукэ», а также приемы боя метровой палкой «ханбо дзюцу». Дополнительно изучаются методы боя с шестом «чобо» и коротким мечем «кодачи». Также в систему обучения Мотоха йошин рю включен раздел иай-дзюцу Мугай Шиндэн Мото-ха Фудошин Иай. В этом разделе представлены классические ката и кумитачи (парные техники) Мугай рю, которые Ясумото сэнсэй изучал у Соке Мугай рю иайдо Накагавы Синичи. Отделом иай-дзюцу в школе руководит сэнсэй Накаи Норисато, 6 дан мэн но маки, учидэши Соке Ясумото и также ученик Соке Накагавы.
Основой техники Мотоха йошин рю дзю-дзюцу являются базовые ката и методы их реализации "бункай". Сами ката на каждом уровне выполняются несколько иначе и для обладателей черного пояса "юданша" включают более сложные методы выполнения базовой техники. Техника мастера включает также множество опасных форм удушения воздействием на сонные артерии. Тренировки Мотоха йошин рю включают большое количество методов "хэнка вадза", т.е. вариантов выполнения базовых приемов в различных ситуациях, «рэндзоку вадза» - методов комбинирования и «каэши вадза» - контрприёмов. Важной частью школы является раздел обезоруживания противника атакующего ножом "танто дори". Кроме базовых форм, также изучаются способы захвата противника, методы реанимирования "каппо" и приемы корректирования положения костей при травмах "окуи-хо". На уровне "окудэн" ученик получает методы внутренней работы, включающие «кэцуин» и «дзюмон» (приемы работы с энергетическими каналами), методы развития контроля пространства "заншин", приемы группового боя, а также рекомендации тактико-специального характера, включающие ночную схватку и действия в помещении. Методы тренировки Мотоха йошин рю включают также несколько видов тренировочных схваток «рандори».
СОКЕ ЯСУМОТО АКИЁШИ
Ясумото Акиёши родился 13-го декабря 1933 года в городе Йонаго, провинции Тоттори, затем переехал в город Нишиномия. Его семья, носящая изначально имя Ясуда, была официально награждена за вклад в развитие провинции фамилией Ясумото и семейным гербом в 1649 году, о чем свидетельствуют сохранившиеся по сей день документы.
Ясумото Акиёши специалист по истории и подводный археолог, из-под пера которого вышли несколько серьезных статей о провинции Шимано-кэн, основанных на его подводных археологических находках. Он также организатор ряда археологических выставок, на которых демонстрировались собранные им исторические ценности.
Ясумото-сан эксперт по японскому искусству и владелец крупной коллекции японских гравюр "укиоэ", картин "кёкудзику" и каллиграфии "шо". В его коллекции есть "шо", написанные одним из известнейших мастеров боевого искусства Ямаока Тессю и выдающимся каллиграфом, известным дзэнским монахом Такуаном Сохо.
Долгое время Ясумото работал на государственной службе в Ситихоле Нишиномии, параллельно преподавая методы обезоруживания подразделениям специального назначения японской полиции провинции Хёго. Также, периодически по приглашению монахов дзиндзя из своей провинции, он проводил занятия и демонстрации по дзю-дзюцу в храмовых комплексах.
В молодости Ясумото довольно серьезно 7 или 8 лет занимался боксом, успешно выступая в региональных турнирах. Параллельно с боксом он тренировался и выступал на соревнованиях по дзюдо, занимаясь у своего дяди, мастера 8-го дана и президента региональной федерации дзюдо. Достигнув 3-го дана в дзюдо и став неоднократным призёром соревнований по боксу, в послевоенное время Ясумото был вынужден неоднократно принимать участие в уличных конфликтах с представителями криминального мира Японии. Получив несколько несерьезных ножевых ранений, он бросил занятия спортом, т.к. посчитал дзюдо и бокс недостаточно эффективным методом рукопашного боя, делающим основную ставку на спортивную направленность. Некоторое время он тренировался самостоятельно, отрабатывая удары руками и ногами на мешке по своему разумению и находясь в поисках учителя, пока не встретил Минаки Сабуро, который переехал из Токио и открыл додзё дзю-дзюцу в регионе Кансай в Кобэ.
Ясумото стал учеником Соке Минаки и, впоследствии, ведущим мастером дзю-дзюцу этой школы. Его влияние на школу видно невооруженным взглядом, т.к. созданная им форма «йошин но ката», даже после его выхода из организации практикуется во многих иностранных додзё Хонтай йошин рю, а предложенные им окончания некоторых приёмов классических ката стали в школе общепринятыми и демонстрируются даже нынешним Соке.
Во время его обучения, обе школы Хонтай йошин рю и Кукишин рю передавались одновременно всем прямым ученикам и только в последнее десятилетие жизни Соке официально разделил их. Учитель передал Ясумото все практики своего направления боевого искусства, включая технику боя в стойке и на коленях, отдельные методы борьбы лежа, принципы боя с группой противников, удушения и методы отбора ножа, палки и меча, связывание, приемы боя коротким мечем, палкой и шестом, способы реанимирования, действия ночью и в помещении и другие методы подобного характера, а также внутренние аспекты «кэцуин» и «дзюмон».
Через годы тренировок, Ясумото получил полную передачу практик Хонтай Такаги Йошин рю и высший титул "мэнкё кайдэн". Подружившись с другим учеником школы Каназавой Акира, он стал также тренироваться в обезоруживании по старой школе Такаги рю у его отца Каназава Ичизу - одного из лучших учеников Какуно Хаппейта. Также он познакомился с классическими формами Такаги рю и неоднократно ассистировал Соке этой школы мастеру Цуцуи Йошитака на ежегодных демонстрациях в Нихон Будокане в Токио. Все это отразилось на его понимании глубоких аспектов «йошин рю», которые он мог изучить с разных сторон. Параллельно практике дзю-дзюцу Ясумото Акиеши занимался техникой меча школы Мугай рю иай у патриарха этого направления Соке Накагава Синити. Он получил 6-й дан, а затем титул наставника "ренши" и передачу всех практик школы "мэн но-маки". После смерти своего учителя Соке Накагавы, Ясумото сэнсэй получил приглашение от мастера Тояма рю Соке Ямагучи изучить его направление батто-дзюцу и, начав заниматься, через некоторое время получил 5-й дан и инструкторский титул. Также, параллельно он получил 6-й дан от Японской Федерации Иайдо.
В течение года Ясумото сэнсэй также обучался в специальной школе классической японской мануальной терапии "сейкоцу-хо". Это расширило его понимание анатомии и биомеханики и некоторые приемы он ввел в программу собственной школы боевого искусства.
С 1981 года Ясумото сэнсэй известен в Европе и США, как один из популярнейших преподавателей международных конгрессов и семинаров по дзю-дзюцу. Впервые он провел занятия по традиционному дзю-дзюцу по приглашению Всемирной Федерации Дзю-Дзюцу в Италии. Затем неоднократно обучал в США, Великобритании, Северной, Восточной и Западной Европе, на Ближнем Востоке и в Азии. В видеофильме, снятом Японской Федерацией Кобудо о Хонтай Йошин рю, по решению Соке Минаки, Ясумото демонстрировал две из трех базовых ката дзю-дзюцу. Ему ассистировал нынешний Соке Хонтай йошин рю Иноуэ Коичи.
В 2006 году, совместно со своим учеником Евгением Радишевским, на тот момент единственным имеющим «окудэн мэнкё», Соке Ясумото участвовал в написании первой книги о Мотоха Йошин рю дзю-дзюцу, которая вышла на английском и русском языках. Книга описывала основные формы школы и её генеральные идеи. Также в 2015 году он написал предисловие к новой книге Евгения Радишевского, который на тот момент был первым и единственным обладателем титула «мэнкё кайдэн» и ведущим инструктором школы.
В 2009 году Соке участвовал в разработке программы тренировок рукопашного боя для телохранителей первых лиц Украины, за что 12-го мая был официально награжден ведомственным почетным знаком Управления Государственной Охраны «За особые заслуги». Также, в этом же году, за помощь в создании программ для спецподразделений 14-го мая он был награжден Андреевской медалью Внутренних Войск Украины «Честь, Мужество, Закон».
Филиалы Мотоха йошин рю действуют в Японии, России, Казахстане, Украине, Белоруссии, Молдове, Израиле, Эстонии, Литве, Германии, Италии, Австралии, Швейцарии, Великобритании, Дании, Швеции, на Кипре и в США. Занятия по Мотоха йошин рю также проводятся в додзё Испании, Шри-Ланки, Мексики и Франции.