Основателем Мотобу рю кэнпо или каратэ-дзюцу, как его часто называют, является легендарный окинавский мастер Мотобу Тёки по прозвищу «Сару» - «обезьяна» (5 апреля 1870 – 15 апреля 1944). Его отец был носителем семейной традиции тайного боевого искусства королевской семьи Удонди.
Как и старший брат (Мотобу Тёю), Тёки с детства занимался семейным боевым искусством, однако будучи младшим сыном, по традиции не мог претендовать на полную передачу знаний фамильной традиции. Известно, что большое внимание отец уделял только самому старшему сыну (умершему в 1928 году). Его же, Мотобу Тёю, кроме фамильной школы отец направил учиться каратэ у выдающегося мастера того времени Мацумуры Сокона. Кроме того, по воспоминаниям Тёки, его старший брат регулярно тренировался под руководством Итосу Анко.
Тёки уделяли несравнимо меньшее внимание как в обучении боевому искусству, так и в обучении вообще. В результате этого он плохо владел японским языком и был слабо образован, Это могло вызывать насмешки обоих старших братьев и, вероятнее всего, привело к своеобразному выковыванию его характера. Для того чтобы не подвергаться унижениям со стороны кого-либо, Мотобу Тёки решил стать сильным бойцом. Для этого, он стал закаливать свое тело, занимаясь общей физической подготовкой и ежедневно нанося множество ударов по макиваре. Кроме того, он стал много драться на улице, часто сам задирая противников и провоцируя схватки. Чтобы дисциплинировать сына, по достижении им двенадцатилетнего возраста отец отдал его в обучение к знаменитому мастеру каратэ Итосу «Анко» Ясуцунэ (1830 – 1915), который обучал сюри-тэ и активно развивал своих учеников силовыми упражнениями. Мотобу начал интенсивно тренироваться под его руководством, но уличную практику не оставил, в юности регулярно участвуя в схватках в квартале развлечений города Наха.
Из некоторых источников известно, что учитель Итосу неодобрительно отзывался о подобной практике Мотобу и после ряда предупреждений он прекратил обучать юношу. (Однако, со слов самого Тёки сэнсэя он и впоследствии периодически консультировался у мастера Итосу).
Известно, что некоторое время Мотобу тренировался под руководством Токуминэ Печина, который славился своими боевыми навыками и страстью к попойкам. В рассказе об этом, Марк Бишоп, известный прекрасными работами об окинавских боевых искусствах пишет что Токуминэ был выслан в ссылку за то, что ввязавшись в драку пьяным избил в одиночку 30 полицейских. Тёки оплачивал тренировки рисовым вином до отъезда учителя с Окинавы. Однако все это не прекратило обучение каратэ. Еще занимаясь у мастера Итосу, Мотобу тайно стал тренироваться под руководством других учителей. Считается, что наибольшее влияние на него оказали мастера Мацумура и Сакума. Тёки пишет в одной из своих книг о том, что долгое время посещал Мацумуру сэнсэя изучая его методы приложения силы. Мацумура сэнсэй был столь выдающимся мастером боевых искусств, что Тёки Мотобу сказал о нем: «среди нынешних мастеров каратэ нет более сильного и совершенного». Многие считают что Тёки сэнсэй и известный мастер окинавского каратэ Ябу Кэнцу, вероятно, были любимыми и самыми яркими учениками Мацумура сэнсэя.
Сакума Печин был современником Мацумура сэнсэя, и они оба считались исключительными мастерами сюри-тэ своего времени. В своей книге «Мое каратэ-дзюцу» Тёки Мотобу называл Сакума Печина «Сакумой Мудрым». Возможно, столь быстрое развитие навыков кумитэ у Тёки сэнсэя было обусловлено своеобразным подходом Сакума сэнсэя - его изощренным пониманием каратэ и логически выстроенной методикой преподавания.
С 19-ти летнего возраста Тёки сэнсэй также обучался кумитэ у мастера томари-тэ, Мацумора Косаку сэнсэя. Есть история, рассказывающая о том, что знакомство Мотобу с Мацуморой началось тогда, когда он с двумя приятелями пришли к учителю и безуспешно попытались подраться с ним. Мацумора легко обезвредил нападавших но все же согласился принять Мотобу в ученики. Способности Тёки сэнсэя в изучении кумитэ произвели хорошее впечатление на Мацумора сэнсэя. Считается что он отметил говоря о Мотобу Тёки: «учитывая столь молодой возраст, он очень талантлив в боевых искусствах» (это зафиксировано в Рюкю Шимпо, 1936).
Надо отметить, что подобная практика обучения у нескольких мастеров была крайне редкой и почти невозможной для Окинавы того времени, однако семейный статус «удун» позволил это Мотобу сэнсэю.
К 25 годам Мотобу Тёки был уже очень сильным физически бойцом с большой практикой реальных схваток. Его участие в поединках «какедамеси», которые регулярно происходили в квартале Наха Цудзи Мачи была беспрецедентным для человека его ранга, т.к. проигранный бой мог привести к увечьям или смерти, а также мог навлечь позор на семью. Однако Тёки сэнсэй всегда пытался проверять эффективность своих приемов в реальности. Считается, что в этом возрасте он не проиграл ни одного поединка в сотнях контактных какедамеши, в результате чего его прозвища Мотобу Удун но Сара-умэ (Царь обезьян Мотобу Удун) и Мотобу но Сару (Мотобу обезьяна) стали хорошо известны всем бойцам на острове Окинава.
Это не могло не отразиться на его методе ведения боя и со временем, познакомившись с десятком школ каратэ Окинавы, Мотобу Тёки сформировал собственное учение, в котором делал упор на удары расположенной впереди рукой, захваты для выведения из равновесия и некоторые другие действия. Известные мастера каратэ Нагаминэ Сесин и Эйзо Шимабукуро говорили о том, что излюбленным ударом Мотобу был кэйкокен или сёкэн (удар фалангой выставленного пальца), который тот выполнял на макиваре в полную силу. Основную роль Мотобу приписывал скорости, поэтому он часто выполнял одновременные блоки и удары. Использовал мастер и удары ногами, однако не делал на них особого акцента. Тем не менее, его удары ногами были крайне сильны и со слов очевидцев известно, что в одной из схваток он легко сломал ногу противника своим ударом. Как правило, он наносил удары в колено, пах и живот, используя разные части стопы и колено. Эйзо Шимабукуро, мастер Сёрин рю и также, один из учеников Мотобу Тёки рассказывал, что будучи дома у своего учителя он видел около 20-ти различных макивар, расположенных в разных частях квартиры на Окинаве, от спальни до входных ворот.
Защищаясь, Мотобу использовал накрывание рук противника, «прилипая» к ним и контролируя таким образом его действия. Он часто использовал разные захваты, с их помощью «натягивая» противника на удар. Одним из важнейших факторов победы в схватке мастер считал равновесие.
Характерной особенностью стиля Мотобу является акцентирование внимания на тренировку кумитэ – тренировочных обусловленных схваток, в которых применялись комбинированные атаки и контратаки. Также он обучал реанимированию и восстановлению после травм.
Большое внимание мастер уделял и силовым упражнениям, регулярно тренируясь с окинавскими гантелями и поднимая камни. Несмотря на рост в 160 см он выглядел крайне мощно.
Считается, что стиль боя Мотобу ориентирован исключительно на прагматичное прикладное применение, однако он также включает и традиционные окинавские методы тренировки – ката. Особое внимание уделяется Найфанчин, которая изучается в Мотобу рю каратэ в нескольких вариантах. Считается, что именно на основе принципов этого ката и сформирован стиль мастера. Разные источники утверждают, что мастер Мотобу изучал Чинто и Рохай, а кроме того, знал Санчин, Кушанку и Усэйши. Со слов Эйзо Шимабукуро, Мотобу Тёки тренировался также в ката Корю Пассай (вероятно, имеется в виду наиболее старая форма Пассай Оядомари, изученная им от Мацумуры Сокона), а кроме того, был сильным в борьбе. Своим ученикам он передал Найханчин и ката Широкума (белый медведь), а также свои формы ката Пассай и Сэйсан. Известны слова мастера о том, что для освоения каратэ достаточно нескольких ката, методы которых должны быть развиты до возможностей прикладного применения.
Со слов некоторых учеников, Мотобу обучал их отдельным приемам семейной школы «ти». Известный мастер окинавского каратэ Тодзё Накама рассказывал, что Мотобу сэнсэй учил его броскам и воздействиям на болевые точки при захватах и ударах. А также акцентировал внимание на зависимости работы точек от времени суток.
Мотобу Тёки неоднократно выступал против ряда нововведений в технику каратэ, ограничивающих, с его точки зрения её прикладное значение. Сам он старался передавать старинные формы Мацумура Сюритэ. Методы кумитэ, которым обучал Мотобу не были предназначены для ведения современного спортивного поединка и были ориентированы исключительно на реальный бой без ограничений. Это были классические методы кумитэ, практикуемые в окинава-тэ изначально. Со слов сэнсэя, со времен королевства Рюкю до начала периода Мэйдзи на Окинаве параллельно обучали ката и кумитэ. Однако с периода Тайсё учителя стали пренебрегать методами кумитэ и начали смещать акценты в сторону обучения ката. Мотобу категорически не соглашался с этой тенденцией. Он считал, что придумывать новые виды кумитэ, не имеющие связей с ката – неправильно, как неверна и практика исключительно досконального копирования действий ката без понимания и вариативности.
В 1921 году Мотобу переехал в Японию, в Осаку, где познакомился с инструктором по дзюдо по фамилии Дои. По его словам, тот был так впечатлен мастерством Мотобу, что сразу же предложил ему начать обучение каратэ. Он организовал показательные выступления мастера в полицейском управлении и педагогическом училище города Микагэ (провинция Хёго). С этого момента Мотобу стал обучать своему стилю в Осаке и Кобэ.
Через некоторое время, в возрасте 52 лет он прославился тем, что победил иностранного боксера. Об этом было напечатано в популярном журнале «Кингу», изданном в сентябре 1925 года миллионным тиражом. Есть несколько версий того, как это произошло:
В Киото приехала группа иностранных спортсменов, которые бросала вызовы всем желающим. Обычно на них отзывались специалисты в дзюдо или дзю-дзюцу. В то время в Японии было популярным мнение что «жизнь длится 50 лет» и каратэ было практически неизвестным, поэтому, победа уже немолодого мастера неведомого боевого искусства над молодым огромным боксером вызвала большой резонанс, тем более что по данным журнала, первые несколько схваток японцы проиграли.
Разные источники по-разному описывают эту схватку. Ученик Мотобу мастер Нагаминэ (основатель Мацубаяши рю) утверждает, что со слов самого Мотобу, тот нокаутировал боксера ударом в висок, журнал указывает на удар основанием ладони в подбородок, а мастер окинавского кэмпо Оята Сэйю считает, что противник был ошарашен ударом ногой в живот и добит ребром ладони по шее. Что произошло на самом деле неизвестно, однако известно, что Мотобу победил боксера без каких-либо особых сложностей. После этого боя к нему обратились многие с просьбой начать обучение, что он вскоре и сделал, открыв Дайдокан додзё в районе Осаки.
Известно, что у него занимался известный японский боксер Хоригучи, выдающийся мастер кэндо и дзюдо, основатель Синдо Дзинэн-рю Кониси Ясухиро, основатель Вадо-рю Оцука Хиронори, основатель Окинава кэмпо Накамура Сигэру, Мияхира Кацуя и Накама Тёдзо из Кобаяси-рю, основатёль Исиминэ-рю Канэсима Синъэй, основатель Тодзан-рю Канэсима Синсукэ, основатель Тито-рю Титосэ Цуёси, Куниба Юкимори, основатель Мотобу-ха Сито-рю, Нагаминэ Сёсин основатель Мацубаяси-рю, Ямада Тацуо основатель Нихон кэмпо, Камисима Санносукэ основатель Кусин-рю, Эйзо Шимабукуро из Сёрин рю и другие.
В конце 20-х годов Мотобу переехал в Токио, в котором уже преподавал каратэ его знакомый Фунакоши Гитин. Известно, что между ними сложились крайне плохие отношения. Фунакоши считал Мотобу невежественным человеком, мало понимающим в каком-либо искусстве, а Мотобу называл Фунакоши музыкантом, ничего не умеющим в каратэ.
Ученик Мотобу, известный мастер Кониси Ясухиро утверждает, что при встрече с обсуждением техники каратэ, Мотобу продемонстрировал убедительное превосходство, легко доказав, что Фунакоши ничего не может противопоставить его ударам. Кониси также рассказывает, что ходили слухи о том, что Мотобу вызвал Фунакоши на поединок и, легко опрокинув его подсечкой, нанес удар кулаком, остановив его возле головы. Было ли это поединком на самом деле неизвестно, но большинство историков каратэ считают, что если бы схватка произошла, то победу однозначно одержал бы Мотобу.
Надо сказать, что Кониси Ясухиро оказал огромную поддержку Мотобу. Будучи ранее учеником Фунакоши и испытывая огромный интерес к каратэ, он был в восторге от мастерства Чоки и став его учеником приложил большие силы для того, чтобы о его стиле узнала общественность. Кониси поселил мастера в собственном доме, платил ему серьезные гонорары за личное обучение и организовал много демонстраций окинавского каратэ в университетах Токио. Благодаря его стараниям, Мотобу получил должность инструктора каратэ в центральной токийской полицейской академии.
Интересна история знакомства Мотобу и Кониси. Додзё Кониси посещал известный боксер того времени Хоригути «Поршень». Зашедший в додзё мастер Мотобу, увидев технику ударов Хоригути предложил тому атаковать его любым приемом в полную силу, на что боксер тут же согласился. Однако ни одиночный удар, ни несколько серий не привели к цели, т.к. пожилой мастер легко уворачивался от атаки или блокировал ее. Хоригути был поражен, а Мотобу назвал себя единственным представителем рюкюсских боевых искусств в Японии и ретировался. Узнав об этом, Кониси разыскал Мотобу и попросил принять себя взять в ученики.
Описывая жизнь Мотобу Тёки нельзя не упомянуть еще одного активного помощника и ученика Кокуба Косэя. Со временем, он стал основателем Мотобу-ха сито рю. В трудное время он также предоставлял Мотобу свой дом и додзё.
В 1936 году Мотобу решил вернуться на Окинаву. Известно, что он посещал там многие додзё, общался с представителями разных направлений и тренировался. Он также общался с уже постаревшим Ябу Кэнцу, который когда-то часто побеждал его, будучи сэмпаем в додзё Итосу. Конечно, будучи на родине, Мотобу преподавал свой стиль каратэ, называя его в тот момент Мотобу-ха косё рю кэмпо каратэ. Именно тогда, у него занимались многие выдающиеся специалисты каратэ Окинавы. 25 октября этого же года он принял участие в «Симпозиуме мастеров карате». Важность этого мероприятия была настолько велика, что в 2005 законодательной властью Окинавы этот день был официально провозглашен «Днем каратэ». 7 ноября снова был проведен симпозиум, в этот раз уже только с Тёки сэнсэем. Это мероприятие было освещено в трех газетных статьях, озаглавленных «Истории настоящих сражений многоуважаемого мастера боевых искусств Мотобу Тёки». Уважение, оказанное этим Мотобу сэнсэю, указывает на его репутацию как выдающегося практика окинавского каратэ того времени. Надо отметить, что на этом втором симпозиуме он выступил с резкой критикой современного каратэ отдаляющегося от классической традиции боевого искусства из-за ее неполноценного понимания.
В отличие от старшего брата Тёю сэнсэя, Мотобу Тёки еще в юности бросил тренировки с оружием. Тем не менее, в последние годы он снова начал тренироваться в кэн-дзюцу и бо-дзюцу. Его ученики, Наката сэнсэй и Маруяма сэнсэй, позже говорили, что Тёки сэнсэй прекрасно владел оружием, и вероятно, его владение оружием отражало основные принципы Мотобу кенпо.
В 1937 году Мотобу снова вернулся в Японию, где находился до 1942 года, но затем снова вернулся и прожил на Окинаве до 1944 года. Он ушел из жизни в 74 года, оставив после себя множество учеников и несколько книг о своем стиле каратэ. Известно, что во время войны, когда начались блокады от воздушных налетов, Тёки сэнсэй сказал: «Война проиграна. Победа в защитном сражении невозможна». Мотобу Тёки умер 15 апреля 1944. Его могила находится сейчас в Кайзуке Сити недалеко от Осаки.
После смерти мастера, осталось несколько групп, практикующих Мотобу рю. Нихон Дэнрю Хейхо Мотобу Кэнпо (японская традиционная воинская тактика боевого искусства Мотобу) была основана мастером Мотобу Тёки в 1922. В настоящее время этой школой руководит его сын Мотобу Тёсэй, второй Соке, который объединил последователей Мотобу рю каратэ дзюцу в одну организацию в 1977 году. В нее входят прямые последователи искусства его отца из Дайдокан в Осаке, Дайдокан в Гунна, Шинбукан в Сайтаме и некоторые другие додзё.
Книги Мотобу Тёки:
1.1926 год. Окинава кенпо карате-дзюцу кумите хен (Компиляция кумите Окинавского Карате-дзюцу)
2. 1932 год. Моё каратэ-дзюцу.