Алматы - Александр Орлов, 5 дан, +77475602985
Расписание занятий - http://bushinkai.org/Filialy/Kazahstan/Almaty
Тренер - Александр Орлов
Уважаемые фанаты боевых искусств, спортсмены и любители единоборств!
Приветствуем вас от имени создателей Центра развития боевых искусств «Бушин-Кай Казахстан». Здесь, на этой странице, мы сможем общаться, обмениваться опытом, говорить о наболевшем, уважая традиции народов, которые населяют Республику Казахстан.
Социальная практика, современная жизнь молодого человека ставит перед ним очень сложные задачи, одними из которых, по твёрдому убеждению профессора Л. Волкова (2004), исследователей Ю. Борщевской (2002), А. Долматова (1989), есть так называемый уникальный феномен – необходимость овладения наукой выживания.
Теория и практика физического воспитания [А. Орлов, 2012] считает науку выживания проблемой физического развития человека, что определяет его стойкость в экстремальных ситуациях, в том числе и готовность к противодействию физического насилия. Образно говоря, стоит вопрос самозащиты – защиты себя своими силами и методами. Ответы, на которые и дают боевые искусства.
Изучение боевых искусств - это титанический труд (ученический и тренерский), возведённый в ранг огромного терпения. Получить всё сразу и сейчас – это не о боевых искусствах. Это долгие часы, годы и десятилетия кропотливого постижения пути воина, воина мира, который следует заветам наших предков.
Уместно задаться вопросом: «Так что же такое боевые искусства? Какова их роль в современной жизни граждан наших стран? Стоит ли тратить время на их изучение в мир электроники и безумного количества технических средств как нападения, так и защиты?» Ответ однозначный – «Да!»
Вопросов много, а ещё больше их возникает, когда начинаешь вникать в суть проблемы.
Итак, кратко и по порядку. Сначала коснёмся определения. По данным учёного В. Микрюкова (2003), боевые искусства – это стиль жизни людей, которые приспособились к боевым действиям, а Дженнифер Лоуэр (2001), мастер восточных единоборств – даёт определение боевым искусствам как системе приёмов, что используются в бою.
Более широкое и точное понятие боевых искусств находим в трудах исследователей В. Малявина (2002), А. Вестбрука (2005), М. Бишопа (2001) и др., где боевые искусства определяются, как процесс духовного и физического усовершенствования личности в той фазе боя, где отсутствует граница угрозы здоровью или даже жизни защищающегося человека.
А посему, бесспорно, первым нашим этапом в обучении есть привитие уважения к месту постижения Пути воина – додзё, где происходит практическая отработка базовых техник, передача знаний своим ученикам. Чтобы в будущем, каждому из нас, придя в этот храм, не стыдно было привести своего ребёнка, внука и сказать: «Смотри! Здесь каждый квадратный сантиметр этого додзё полит моим потом и кровью на пути изучения боевых искусств».
Сегодня, в силу разных причин тяжело определиться с видом боевого искусства, который бы удовлетворял всем требованиям подрастающего поколения, молодёжи и взрослых.
Из всех существующих школ боевых искусств мы выделяем японские традиционные и современные школы дзю-дзюцу (джиу-джитсу) – как открытую систему в том смысле, что дзю-дзюцу включает в себя приёмы, характерные для других школ единоборств, в том числе и различных национальных видов борьбы.
В данном случае прошу не путать вышесказанное с так называемым БДД (бразильским джиу-джитсу), которое ближе к спортивным единоборствам (по моему мнению, это прекрасный метод спортивной борьбы в партере). Но речь сейчас не об этом.
Мы выбираем дзю-дзюцу (джиу-джитсу) не с тех соображений, что «Каждый кулик своё болото хвалит», а по причине отсутствия конкуренции, когда стоит вопрос о самозащите. Самозащите, а не спортивных поединках.
За дзю-дзюцу говорит следующее:
- Возможность дзю-дзюцу нейтрализовать агрессию противника с помощью арсенала приемов самозащиты, временами невидимой для постороннего глаза.
- Благодаря обширному арсеналу ударной и бросковой, болевой и удушающей техники, дзю-дзюцу является базой для участия в других, популярных единоборствах ( боевое самбо, панкратион, ММА, саньда и т.д.) Представленные школы дзю-дзюцу позволяют овладеть техникой самозащиты молодым людям не обладающими значительными физическими и силовыми возможностями, а также людям, мягко говоря, не юношеского возраста (40 лет и далеко за 60);
Кроме этого, философия дзю-дзюцу (джиу-джитсу) не направлена исключительно на разрушение, - её действие позволяет контролировать не только своё «ки» (энергию), но и «ки» своего противника.
Приведённые учёными Г. Арзютовым (1999), И. Вороновым (2005), С. Табаковым (1997), мастерами боевых искусств Т. Касьяновым (2005), Е. Радишевским (2010) данные указывают на основные различия между боевыми искусствами и спортивными единоборствами (табл. 1.1).
Таблица 1.1.
Сравнительные характеристики „спортивных” и
„боевых” единоборств
Спорт | Самозащита |
1. Цель – доказать судьям и зрите лям своё превосходство над противником | 1. Цель - сделать больно, травмировать, захватить, а иногда и уничтожить соперника. |
2. Всегда только один нападающий. | 2. возможно, двое или больше атакуючих противников. |
3. Соперник той же весовой категории | 3. Разница в весе. (Часто вес атакующего больше, чем у защищающегося). |
4. Одинаковый или близкий уровень подготовки. | 4. Может бать значительная разница в уровне подготовки. |
5. Противники без оружия во всех случаях. | 5.Противник может быть с оружием, как и защищающийся. |
6. Поединок проходит по правилам, особо опасные технические действия запрещены. | 6. Никаких правил, допустимы любые опасные технические действия |
7. Поединок проходит под контролем судей, всегда есть возможность сдаться. | 7. Никаких судей и никакой жалости, скорее на оборот. |
8. Поединок начинается по сигналу судьи | 8. Внезапное нападение, в самое ненужное время |
9. Поединок ограничен во времени | 9. Ограничения во времени нет, нет никаких остановок, пауз для отдыха и восстановления сил |
10. Место боя – ровная, удобная площадка с соответствующими зонами безопасности | 10. Любое место, в т.ч. неровное, загрязнённое, скользкое, без каких-либо ограничений, наличие препятствий, стен и пр.. |
11. В зале тепло, сухо, имеется хорошее освещение | 11. В какую-либо погоду, при любом освещении, в т.ч. и в полной темноте. |
12.В удобной одежде и обуви или без неё. | 12. В повседневной одежде и обуви, часто неудобной для ведения боя. |
13. Протекторы (печатки, накладки на руки, бандаж, капа, шлем) | 13. Без протекторов (защитного снаряжения ) |
Единоборство, дословно означает «бой один на один» [С. Ожегов, 1960]. Согласно из вышесказанного, спортивное единоборство – это бой один на один в пределах правил данного вида единоборства.
Да! Мы выбираем дзю-дзюцу, но это ни в коем случае не ущемляет отношение и глубокое уважение к мастерам и занимающимся в школах каратэ-до, ушу, сумо и т.д.
По мере роста мастерства появляется способность влиять на нервные центры противника без нанесения ему травмы. Таким образом, на занятиях дзю-дзюцу отрабатываются такие знания и умения, которые дают возможность не только шлифовать технику, но и способность контролировать её в стрессовой ситуации.
Более того, искусство дзю-дзюцу, несёт в себе особенную этику – способ гармонизации человеческой личности в процессе его развития.
Исследователями отмечено, что данный вид боевых искусств позволяет воспитывать такие волевые качества, как выдержку и самообладание, решительность и самостоятельность.
Разнообразные формы работы в данном направлении Центр готов выполнять в контакте с кафедрами профильных учебных заведений, систематически совершенствовать формы работы, касательно физического развития детей, молодёжи.
Мастера восточных единоборств утверждают, что физическое воспитание тесно связано с общим развитием в первые 6-ть лет жизни человека. Отсюда и главная задача воспитать у детей желание заниматься физической культурой и ознакомление с волшебным миром боевых искусств.
В Центре развития боевых искусств (ЦРБИ) проводятся тренировки с детьми школьного возраста, студенческой молодёжью, а также взрослыми. Задачи таких групп постигать азы боевых искусств, участвовать в соревнованиях, семинарах, показательных выступлениях, совершенствоваться в самозащите.
Учитывая научные изыскания в области боевых искусств, личный опыт по подготовке охранных структур, судейства соревнований среди телохранителей, ЦРБИ готов оказать помощь в подготовке и переподготовке личного состава правоохранительных органов и работников государственных служб охраны.
Оценка общих и специальных возможностей, необходимых в боевых искусствах, измеряется и контролируется у наших учеников с помощью систематического тестирования. Это помогает вводить коррекцию в учебно-тренировочный процесс, оценивать уровень развития личных качеств и специальных возможностей.
Гармоническое сочетание двух культов – высокой нравственности и физического совершенствования в спортивной работе с детьми и молодёжью нашего Центра свидетельствует о том, что боевые искусства являются одним из самых сильных педагогических факторов, которые дают возможность воспитывать современную молодёжь не только физически сильными, но и с высоким уровнем духовности и патриотизма.
В конечном счёте, боевое искусство всегда такого, каковы его носители, какова культура их сознания и дисциплина тела. И всё же боевые искусства – не только дань восточной культуре, но и результативная система совершенствования человека.
Таким образом, Путь Воина – мудреца и носителя традиции продолжается.
Александр Орлов
5 дан дзю-дзюцу, кандидат педагогических наук,
Официальный предствитель Бушинкай Интернэшнл в Казахстане